Гражданско-патриотическое воспитание

 Согласно учебной программе дошкольного образования в рамках реализации задач по образовательной области "Ребенок  и общество" в средних  возрастных группах учреждения формируем у воспитанников представления о государственных символах Республики Беларусь, в старших возрастных группах развиваем интерес, формируем гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь эффективно  проходит  при интеграции  содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования. Осуществляются данные задачи  как в специально организованной деятельности, так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.

     Для ознакомления  воспитанников с государственной символикой используем следующие методы и приемы: рассматриваем иллюстрации, предметы  с изображением Государственного флага Республики Беларусь; слушаем гимн; беседуем с детьми о том, где и когда используется государственная символика; наблюдаем во время прогулок за изменениями в городе перед государственными праздниками;чтение произведений художественной литературы. 

    В учреждении образования государственные символы используем при проведении торжественных мероприятий к знаменательным датам и государственным праздникам,  на тематических воспитательных мероприятиях посвященных государственной символике. 

Гражданско-патриотическое воспитание. Нравственное здоровьесбережение.

Государственное учреждение специального образования

«Специальный детский сад №19 г. Бреста для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Гражданско-патриотическое воспитание.

Нравственное здоровьесбережение.

С природой всем на свете надобно дружить

Беречь земное царство и любить.

Земля распахнута для добрых дел –

Вершить хорошее всегда был наш удел…                                                                                       

Я. Жабко

                                                             

В современном образовательном пространстве проявляется тесная взаимосвязь патриотического и экологического воспитания, в задачах каждого из которых определено воспитание любви к родной природе как части Отечества.

     С 2019 года педагогический коллектив учреждения образования и воспитанники старших групп участвуют в реализации образовательного проекта «Зеленые школы». Мы ставим перед собой цель научить воспитанников бережному отношению к себе и людям как неотъемлемой части природы, осознание зависимости жизни и здоровья

от состояния окружающей среды.

      Содержание образовательного проекта «Зеленые школы» включается в занятие по образовательным областям «Ребенок и природа», «Ребенок и общество», интегрируются с занятиями по другим образовательным областям, а так же в нерегламентированную самостоятельную деятельность детей и организуется в игровой форме. Через образовательный проект «Зеленые школы» формируем у воспитанников элементарные навыки рационального использования природных ресурсов, закрепляем представление об утилизации мусора и целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, воспитываем желание создавать красивые и полезные вещи из отходов. В рамках годовых задач по этому направлению был проведен открытый просмотр интегрированного занятия «Бережем природу, сортируем мусор»

в старшей группе № 9. Результатам занятия стало изготовление поделок для выставки:  «Ангелочки из бумажных тарелочек», «Елка из стаканчиков». Проведен физкультурный досуг «Путешествие в осенний лес»  по образовательной  области «Физическая культура» в старшей группе № 3, где воспитанники через использование элементов здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика  «Подуем на осенний листочек», массаж лица «Улыбнемся солнышку» и др. «очищали» лес от бытовых отходов.

Одним из направлений проекта являеется водосбережение, по которому  формируем у воспитанников представление о значении воды в жизни человека, животных, растений, приучаем к бережному отношению к воде. В коллективе был проведен открытый просмотр «Вода бесценный дар природы», старшая группа № 3, «Вода наш друг и помощник» образовательная область « Ребенок и природа».

В рамках весенних каникул в учреждении образования  воспитанниками старшей группы № 10 была показана экологическая сказка «Об одиноком дубе». С целью помочь воспитанникам понять содержание экологической сказки, запомнить его и    пересказать использовали  метод моделирования (стадии роста и раз\вития дуба). Одной задач мероприятия является воспитание любви к родной природе, умение видеть её красоту. Ребят нацеливают видеть красоту вокруг себя. Эстетическая красота природы способствует формированию нравственных чувств, чувства долга и ответственности за её сохранение, побуждает к природоохранной деятельности.

     На территории учреждения образования имеется экологическая тропа с локациями для изучения разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников, разнообразия птиц, видового разнообразия дикорастущих травянистих растений, которые   присущи природе нашего края. В этом учебном году на экологической тропе учреждения образования добавлена две локации ­– «Лаборатория огородных наук», «Клумба непрерывного цветения». 

В старшей группе №7 проведен  экологический квест «В поисках солнышка» по экологичсекой тропе учреждения (на  всех локациям). В старшей группе №6 проведен открытый просмотр структурного компонента прогулки «Наблюдение» по экологической тропе  на локации «Птичий городок». 

 

Воспитание человека основывается на любви и уважении к окружающей его природе составляющей фон для духовно-нравственного и физического развития личности. Охранять природу – значит любить Родину!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Наша Родина - Беларусь!

 

Наша Родина – Беларусь!

Не заменят край родимый никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо – реки, горы и леса.

Здесь от отчего порога начинается страна.

Стран других на карте много, только Родина одна!  О. Емельянова

 

В настоящее  время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач государства. Становится очевидным, что  проблемы роста бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с  детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры.

          Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у воспитанников интерес к Родине и её героическому прошлому.

Педагогический коллектив ГУСО «СДС № 19 г. Бреста для детей с ТНР» ставит перед собой следующие задачи патриотического воспитания детей с ТНР:

  1. Формирование у воспитанников системы представлений о своей Родине.
  2. Воспитание интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
  3. Включение воспитанников в практическую деятельность по применению полученных знаний.

В ГУСО «СДС № 19 г. Бреста для детей с ТНР» педагоги включают задачи патриотического воспитания в занятия, прогулку, познавательно-практическую деятельность, художественно-речевую, игровую, праздники и развлечения. Работа по формированию основ патриотизма в специальном детском саду имеет свои особенности. Образовательный процесс имеет коррекционную направленность и преодоление имеющихся нарушений (речи) осуществляется не только на коррекционных занятиях, но и при проведении каждого режимного момента.  Решать вопросы патриотического воспитания помогают прохождение таких тем, как «Дом, семья». «Город», «Праздники», «Времена года», «Профессии», «День защитника Отечества» и другие. Педагоги проводят занятия по ознакомлению с окружающим миром с введением краеведческого материала в каждую лексическую тему; подбирают речевой материал (пословицы, загадки, стихи),  наглядность (дидактические и развивающие игры, демонстрационный и раздаточный  материал) о семье, родном крае, городе.

Высокий уровень подготовленности педагогов нашего коллектива способствует  осуществлению  процесса формирования патриотизма и предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою, на решение поставленных задач. Обязательное условие успешного нравственного патриотического воспитания – высокий уровень взаимоотношений между педагогами и  воспитанниками с  ТНР, отношения взрослых и детей. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития, их особенностей.

          Немаловажное значение имеет оснащенность групп наглядным и практическим материалом. Педагоги уделят большое внимание целесообразному расположению, использованию наглядности. Для работы по патриотическому воспитанию детей, согласно «Программы воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи» во всех группах имеется накопительный материал по блокам: Моя семья; Наш город – Брест; Природа родного края; Наша Родина – Беларусь; Труд взрослых.

Любовь к Родине ребенка дошкольного возраста начинается с отношения к самым близким людям. В текущем году в учреждении специального образования проведены праздники «Полоса препятствий», «Спортивные солдаты»», «Мамин день», развлечение «Мы дружбой своей сильны и Родиной своей горды!» к празднику День народного единства, «Мама и Родина очень похожи!» к дню Матери. Проведена выставка детского творчества «Мой папа – солдат»,  «Люблю свой край». Оформлены стенгазеты с высказываниями воспитанников, фото-коллажи «Мой папа», «Лучше папы друга нет».

Есть такие праздники, которые имеют особое значение, которым уделяется особое внимание – 77 лет Победы над фашистскими захватчиками. В ГУСО «СДС № 19 г. Бреста для детей с ТНР» проведено развлечение «Светлый праздник всей Земли» к празднику День Победы.

          Развлечение «Родина моя – Беларусь»  проведено к празднику День независимости Республики Беларусь. Очень ярко и впечатляюще также к   Дню независимости Республики Беларусь проведена игра-квест «Родная Беларусь» по областям Беларуси..

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит и от сутрудничества педагогов с законными представителями воспитанников. Так, для родителей организовы консультации «Семейные традиции», «Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре». Разработаны блоки «Маршрут выходного дня» для воспитанников и их законных представителей по местам исторической памяти. Мурал с легендарным защитником Брестской крепости Гавриловым Петром, посетили воспитанники старших групп учреждения специального образования.

Большую часть впечатлений человек выносит из своего детства. Эти впечатления остаются с ним на всю жизнь. Именно дошкольный возраст представляет благоприятные перспективы формирования у детей патриотических чувств. Через познание детьми прошлого и настоящего Родины, ее культуры, традиций, достижений народа, родной природы, речи, через разные детские проявления этих знаний формируются патриотические чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Гражданско-патриотическое воспитание. Работа с кадрами.

Государственное учреждение специального образования

«Специальный детский сад №19 г. Бреста для детей

с тяжелыми нарушениями речи»

Тема: Гражданско-патриотическое воспитание. Работа с кадрами.

                                                                                                                    

В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе мирного и созидательного труда, нынешний 2023 год, в нашей стране, объявлен Президентом РБ годом мира и созидания. Вокруг нас – прекрасный мир! И мы должны его сохранить! Важнейшая задача сегодня – совместно с семьей, воспитать гражданина с патриотической, гуманистической позицией и понятием того, что скоро он будет полноправным хозяином на своей земле, что именно он будет нести ответственность за судьбу и будущее. Успех в патриотическом воспитании можно достигнуть при условии, если сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города.

Для повышения эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в работе с педагогами по данному направлению, используем различные формы методической работы, внедряя современные педагогические технологии. Так, с целью повышения методического уровня педагогов учреждения специального образования, заместителем заведующего по основной деятельности Базылиной Н.В. проведена консультация  - инструктаж «Современные подходы к организации патриотического (белорусского) уголка в группах дошкольного образования». Для организации уголка патриотического (белорусского уголка) на каждую группу  педагогам предложены мини-буклеты. Воспитатели дошкольного образования Саковничая  Т.В., Горник О.В.  подготовили и провели  консультацию – практикум «Как знакомить воспитанников с работой мастера соломоплетения: белорусская игрушка». Педагоги прослушали устный материал, а  затем изготовили плетение соломенных и бумажных кукол.

Согласно годовой задаче проведен семинар-дискуссия  методический диалог для воспитателей дошкольного образования и учителей-дефектологов «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с ТНР в процессе художественно-речевой деятельности». 

На семинаре педагогам представлена информация по организации работы с воспитанниками с ТНР  по гражданско-патриотическому воспитанию по каждой возрастной группе. Практическая часть прошла живо, интересно. Педагоги выполнили задание «Собери пословицы и поговорки о Родине» и др.задания. Результатом семинара стала педагогическая разработка коллектива  по теме «Художественно-речевая деятельность в процессе формирования у воспитанников с ТНР гражданско-патриотических качеств», в которую вошли  развлечения, дидактические пособия и игры, конспекты занятий., материалы по работе с родителями воспитанников. Педагоги повысили свой  профессиональный уровень  в работе с воспитанниками с ТНР по гражданско-патриотическому воспитанию. Работа в этом направлении продолжается.

В методическом кабинете оформлен стенд патриотического воспитания для педагогов учреждения. на котором отражаются важные даты и  государственные праздники. 

Представлен методический и практический материал для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: фотоальбомы –  «Когда-то здесь была война», «Их именами названы улицы города Бреста», «Приобщение детей дошкольного возраста к историческому наследию белорусского народа», «Заповедники Белоруссии», «Произведения белорусского народного творчества», «Наши великие соотечественники», «Памятники архитектуры Беларуси». Практический материал  «Государственная символика», «Познавательный и речевой материал для организации работы с детьми по патриотическому воспитанию», дидактические пособия Д.М. Дубініной “Мая родная старонка6краязнаўства і этнаграфія Беларусі” и  др.

Консультации для воспитателй дошкольного образования і родителей воспитанников. Организована выставка  книг для участия в акции «Читаем детям о войне». Воспитатели дошкольного образования активно  включились в буккросинг чтения книг детям  о Великой Отечественной войне.

          В один из субботних дней, администрацией учреждения образования, для педагогов, воспитанников и родителей  организована экскурсия в Брестскую крепость. Все, кто собрались на мероприятие в Брестской крепости  возложили цветы к Вечному огню, почтили память погибших минутой молчания. 

Так же  посетили Музей обороны Брестской крепости в составе 25 человек. 

По окончании экскурсии воспитанники и педагоги учреждения образования присоединились к акции «Живая память благодарных поколений» по сбору монет для установки памятных знаков в городе Бресте. Предварительно, в учреждении педагогами проведена беседа с воспитанниками, о том, что собранные монеты попадут в сплав памятного знака и каждый житель города может внести свою лепту, тем самым выразив благодарность нашим героическим предкам, приближавшим День Победы.

Руководствуясь Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы в учреждении ежегодно разрабатывается план по патриотическому воспитанию, который выполняется с грамотным и ответственным подходом.

Все названные формы и методы работы с педагогическими кадрами являются эффективными и позволяют повысить компетенцию педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

 

         

Используя разнообразные формы и методы патриотического воспитания, педагоги учреждения показывают воспитанникам красоту своего родного края, знакомят  с талантом белорусского народа, воспитывают любовь к  своей  Родине, чувство гордости  за то,  что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь. Педагоги  должны уметь отобрать материал, который доступен детям дошкольного возраста. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком, то есть наши  педагоги!  Хорошо, если те, с кем общается маленький человек умные,  добрые, человеколюбивые, умеющие сострадать ближнему, протянуть руку помощи и поддержать в трудную минуту, высоконравственные люди.

 

 

 

 

свернуть

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

свернуть

Государственный герб Республики Беларусь

 

Многоцветное изображение Государственного герба Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (серебряном и золотом) изображении. Случаи помещения многоцветного, двухцветного и одноцветного (серебряного и золотого) изображения Государственного герба Республики Беларусь определяются законодательством.

свернуть

Государственный гимн Республики Беларусь

 

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «О государственных символах Республики Беларусь» и иными законодательными актами.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции.

При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают (исполняют) его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством).

В случае, если исполнение Государственного гимна Республики Беларусь сопровождается поднятием Государственного флага Республики Беларусь, присутствующие, как правило, поворачиваются к Государственному флагу Республики Беларусь лицом.

  • Запись Государственного гимна Республики Беларусь в формате: WAV(37 Mb)MP3(3 Mb)
  • Государственный гимн Республики Беларусь (музыкальная редакция)

                                                               

 

 

 Текст Государственного гимна Республики Беларусь

Словы М.Клімковіча, У.Карызны

Музыка Н.Сакалоўскага

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!мсч

свернуть

Святы i абрады беларусаў.

Абрады-сукупнасць традыцыйных умоўных дзеянняў, што сімвалічна выражаюць і замацоўваюць адносіны людзей да прыроды і паміж сабой, іх паводзены ў важных жыццёвых сітуацыях, якія сістэматычна паўтараюцца. Абрады - састаўная частка традыцыйна- бытавой культуры народа. Утрымліваюць у сабе элементы песеннага, харэаграфічнага, драматычнага, дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва. Зарадзіліся ў першабытным грамадстве, калі людзі імкнуліся заклінаннямі ўздзейнічаць на незразумелыя з'явы прыроды.

Абрады былі звязаны з гаспадарчай дзейнасцю, бытавымі ўмовамі, грамадскімі адносінамі і падзяляліся на каляндарна-вытворчыя (земляробчыя, паляўнічыя, жывёла гадоўчыя, рыбалоўныя), сямейна-бытавыя (вясельныя, радзіныя, пахавальныя), грамадскія і царкоўныя.

Болыпасць беларускіх абрадаў старажытнага паходжання ўзніклі на агульнай усходне-славянскай глебе. Старажытная абраднасць ляжыць у аснове калядавання, масленіцы, шчадравання, абрадаў купальскай ночы і інш. Многія абрады звязаны з культам продкаў (дзяды, радаўніца), расліннасці.

Асаблівасць беларускіх абрадаў - перапляценне ў іх аграрна-бытавых, язычніцкіх і хрысціянскіх элементаў. Царква імкнулася забараніць народныя абрады або прыстасаваць іх да патрэб рэлігійнага культу, асобным абрадам вяселля, радзін, пахавання і інш.. Надаць рэлігійны змест. Абрады ў аснове сваёй захавалі народную спецыфіку і нацыянальны каларыт, суправаджаемыя песнямі, танцамі, замовамі, карагодамі, пераапрананнямі (каза, жораў, дзед і інш.). У іх прысутнічаюць элементы тэатральнага дзеяння. 3 імі звязана сялянска-абрадавая паэзія.

3 цягам часу абрады страцілі першапачатковае значэнне, роля рэлігійных элементаў у іх паступова змяншалася, яны пераходзілі ў разрад гульняў, святочных забаў і захоўваліся пераважна ў вёсцы.

Абрады зямельныя. Цыкал замацованных звычаямі ўмоўных сімвалічных дзеянняў, звязаных з працоўным годам земляроба. Узніклі ў першабытнам грамадстве ў перыяд развіцця земляробства. У сувязі з пастаяннай паўторнасцю сельскагаспадарчых работ і прыстасованасцю іх да пэўных дат або перыядаў земляробчыя абрады прынята называць каляндарнымі. Падзяляюцца на зімовыя - звязаны са святкаваннем каляд, масленіцы, грамніц; вясновыя - гуканне вясны, першы выхад у поле; летнія - звязаны са святкаваннем купалля, зажынак, дажынак; восеньскія - са святкаваннем спаса, багача, пакроваў. Яны напоўнены песнямі, танцамі, шуткамі. Народныя традыцыі надавалі ім сваеасаблівы каларыт і нацыянальную спецывіку.

Многія элементы ў земляробчых абрадах страцілі ранейшае значэнне, бо менш звязаны з вытворчымі працэсамі, элементы міфалогіі ператварыліся ў сімвалы, характэрныя для гульняў. Новы змест і новае афармленне набылі традыцыйныя народныя абрады пачатку і заканчэння веснавых палявых работ. На змену традыцыйнай масленіцы прыйшлі Свята зімы, Праводзіны зімы.

Святы - сукупнасць звычаяў і абрадаў. Узніклі ў першабытнам грамадстве. Былі звязаны з каляндарным (гуканне выясны, грамніцы) ці зямельнымі цыкламі. Падзяляюцца на рэлігійныя, сінкрэтычныя і безрэлігійныя. Рэлігійныя святы - царкоўныя, у прыватрасці хрысціянскія (раство Хрыстова). Сінкрэтычнымі святамі (мелі рэлігійныя і безрэлігійныя элементы) былі традыцыйныя каляндарная народныя святы (каляды, масленіца, купалле і інш.). Да безрэлігійнай часткі народных свят належылі шматлікія гульні, асабліва на каляды, масленіцу, купалле. У час народных свят спявалі народна-каляндарныя і сямейныя песні, выконвалі творы народнай харэаграфіі. У народна-каляндарных святах, асабліва ў калядах, ёсць элемент Народнага тэатра, а рэлігійныя элементы звязаны са старажытна абрадавымі дзеяннямі. Значная частка рэлігійных элементаў з'явілася пад уплывам царквы, якая да народных свят прымыкоўвала хрысціянскія (да каляд раство Хрыстова, да валачобнага свята - Вялікдзень, да купалля - свята Іаана Прадцеча). У другой палове 19 ст.- пачатку 20 ст. роля рэлігійных элементаў у народных святах паступова змяншалася. Некаторыя з іх, асабліва старыя абрадавыя дзеянні, сталі безрэлігійнымі тэатралізаванымі дзеяннямі, святочнай забавай.

Стрэчанне ці грамніцы - гуканне вясны. Гэтае свята ўвабрала ў сябе вобраз зімы і лета ў песенных гуртах, якія спрачаюцца паміж сабой песнямі.

Масленка. Святкуецца на восьмы дзень перад Вялікаднем. Гэта свята пачыналіся запускі, якія заканчвалі калядны мясаед.

Гуканне вясны. Гэтае свята характэрна для Усходней Беларусі. Як і масленкавыя абрады песні і карагоды адбываліся на горках, бо так было бліжэй да неба. Кульмінацыя гэтага свята дасягалася 7 красавіка, калі адбываліся непасрэдна рытуальныя дзеянні і працягваліся да таго моманту, як узаруць поле.

Саракі. Свята прыпадае на 22 сакавіка. Яно адзначае дзень веснавого раўнадзенства. 3 гэтым святам канчаткова прыходзіць вясна.

Камаедзіца. Гэтае свята прыйшло з глыбокай старажытнасці. Адзначаецца перад Звесткаваннем. На гэта свята пакланяліся мядзведзю.

Вялікдзень. Гэтае свята лічыцца найвялікшым каляндарным святам. Яно складае выключную адметнасць, самабытнасць беларускага абрадава-святочнага каляндара.На гэта свята сутракалі Новы Год па сонечнаму календару. Святкавалася ў дзень вяснавога раўнадзенства. Потым стала перасоўным ад 4 красавіка да 8 мая. Апошняя нядзеля перад святам была Вербная нядзеля. У царкву заносілі галінкі вярбы, якія асвяшчалі святой вадой. Потым прынасілі дамоў і з'ядалі па аднаму пухірку, каб абараніцца ад маланкі, а рэшткі вярбы захоўвалі да наступнай Вербніцы.

Наўскі Вялікдзень. Адзначаўся ў чысты чацвер, як частка агульнакаляндарнай традыцыі ўшанавання дзядоў. Гэтае свята больш вядома пад назвай Радауніца свята ўшанавання памерлых.

Юр'я. Свята адзначалася 5 траўня. На ім ушаноўвалі сімвал парадку, вясны, росквіту прыроды. На лузе дзяўчаты выбіралі самую прыгожую, апраналі яе русалкай і надзявалі ёй вянок, вадзілі вакол яе карагоды і спявалі. На гэтае свята існуе шмат прыказак, прыкмет. Вось адна з іх:" Як дождж на Юр'я, то будзе хлеб у дурня."

Зялёныя святкі. Свята найвышейшага росквіту прыроды. Вядома пад назвай Сёмухі, Тройцы. Святкуецца гэтае свята на семым і восьмым тыдні пасля Вялікадня. Гэтае свята з'яўляецца гімнам маці-прыродзе.

 

Купалле. Святкуецца з 6 на 7 ліпеня. Гэтае свята насычана прыгожымі язычніцкімі звычаямі і святкуецца ў гонар летняга сонца звароту. Сутнасць гэтага свята засталася некранутай да нашых дзён. Увасабленнем былі ачышчальныя вогнішчы, ачалавечаны вобраз жанчыны Купалы і нават яго дочкі.

 

Жніво. Гэтае свята з'яўляецца самым працяглым комплексам рытуалаў. Пачынала святкавацца ад 12 ліпеня да 27 верасня. Жніўныя абрады складалі аснову самай цяжкай працоўнай дзеі.

Пакровы. Адзначалісы ад 14 кастрычніка да 27 кастрычніка. На гэтае свята размярковываліся дні паміж дзяўчатамі, а 27 кастрычніка па надвор'ю меркавалі аб характары будучай жонкі, і называлі гэты час Дзівочым летам. На гэтае свята ў прыродзе адбываўся пераломны момант ад лета да зімы. "Прыйшла Пакрова і пытае, ці да зімы гатова." Пачынаючы з гэтага свята, моладзь пачынала збірацца на вячоркі, а хатнія справы спраўляліся з песнямі.

Дзяды. Кожны дзень тыдня меў сваё значэнне. Так субота мела быць днём ушанавання дзядоў, усіх памерлых. У гэты дзень кожны павінен быў успомніць лепшыя рысы прашчураў, аддаць ім належную павагу.

Зімовыя святкі. Пачыналіся посля постнай куцці (6 студзеня) і завяршаліся да Вадахрышча (19 студзеня). На гэтае свята адбываліся сапраўдныя тэатралізаваныя беларускія народныя карнавалы.Пачыналіся зімовыя святкі з Каляд (7 студзеня), якія былі ў гонар зімоваго сонцазвароту і каляднага месаеду пасля Піліпаўскага посту. На гэты язычніцкі абрад наслаівалася хрысціянскае свята нараджэнне Хрыстова- свята Раства. Неад'емным рытуалам з'яўляецца ўшанаванне продкаў-дзядоў. Гэтаму прысвячалі тры ўрачыста-шанавальныя куцці:перадкалядная посная, багатая- шчодрая і вадзяная. Гэтая дзея цягнулася ад 25 снежня да 2 студзеня.

свернуть

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.

В.А.Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

свернуть
поделиться в: