!-- Yandex.Metrika counter -->

Виртуальный методический кабинет

Методические приёмы работы на занятиях изобразительной деятельности

Методические приёмы работы па занятиях изобразительной деятельности

Наглядные:

  • Полный показ технических приёмов изображения карандашами и красками в сопровождении действия (2 мл. гр.); частичный или полный показ способов изображения (ср. гр.); частичный показ технических приёмов изображения в сопровождении с действием (ст. гр.).
  • Использование дидактического образца; элементарных схем (ст. гр.).
  • Привлечение к показу ребёнка.
  • Рассматривание картинок и игрушек.
  • Использование натуры.
  •  

Практические:

  • Приём пассивных формообразующих движений; приём многократного повтора; приём сравнения (наложения, приложения); индивидуальная работа с ребёнком (2 мл. гр.); приём обследования предмета – кончиками пальцев, ладонью, очерчивание контуров воздухе и на бумаге (ср. гр. - ст. гр.).
  • Приём сравнения - зрительного вычленения общего различного.
  • Приём закрепления частей из целого.
  • Приём повтора и упражнений ребёнком.

 

Игровые:

  • Создание игровой мотивации занятия (2мл. гр.); создание игровой проблемной мотивации занятия (ср. гр.); создание учебно-игровой мотивации (ст. гр.).
  • Приём дидактической игры.
  • Игры с пальчиками.

 

Словесные:

  • Приём художественного слова (стихи, загадки и др.).
  • Словесные пояснения и констатирующие вопросы (2мл. гр.); словесные пояснения и вопросы (констатирующие и поисковые) (ср. гр.); беседа, поисковые, проблемные вопросы (ст.гр.).
  • Закрепление последовательности плана работы с детьми.
  • Анализ, оценка детских работ через поощрение (2 мл. гр.); анализ детских работ с привлечением к нему детей (ср. гр.); оценка детских работ детьми, самооценка (ст. гр.).

Подготовила: Н.В. Базылина

свернуть

Памятка по организации изобразительной деятельности

 

ПАМЯТКА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правила использования натуры:

  1. выбирается фон: плотный картон контрастного с натурой цвета, размещается сзади натуры.
  2. фон не должен быть черного или белого цвета.
  3. фон должен быть по размеру больше, чем натура.
  4. на занятии может быть общая натура для всех детей, отдельно для каждого ряда ил для каждого ребенка.
  5. натура располагается на уровне глаз сидящего ребенка или чуть выше, чтобы всем было видно.
  6. цветы (в качестве натуры) лучше поставить в вазу, уточнив для детей, что именно рисовать – цветы в вазе или цветы без вазы.

Организация занятий:

  1. подготовить натуру, фон для натуры, иллюстрации.
  2. определить место расположения натуры.
  3. нарисовать, слепить, вырезать то, что должны будут делать дети (для того, чтобы понять, где детям будет трудно, где требуются дополнительные объяснения и т.п.).
  4. подобрать необходимые методы и приемы.
  5. продумать расположение столов (в зависимости от вида работы, размещения натуры).

Части занятия:

  1. объяснение задания (2-5 минут): воспитатель объясняет детям, чем и как будут заниматься.
  2. процесс выполнения задания детьми: воспитатель следит, чтобы все дети работали, чтобы не было пауз, приучает детей работать спокойно, оказывает индивидуальную помощь.
  3. анализ с детьми выполненной работы (2-5 минут).

За 5 минут до окончания занятия воспитатель предупреждает детей, что работу пора заканчивать.

В средней и старшей группе детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить дополнить изображение подходящими деталями или убрать свое место (убрать в ящик или отнести на стол дежурных).

Тем детям, кто не успел закончить работу, воспитатель предлагает закончить ее после занятия.

Для анализа работы выставляют на стенд или выкладывают на общий стол.

Алгоритм анализа:

  1. дети рассматривают работы;
  2. воспитатель спрашивает мнение детей о работах;
  3. воспитатель сам дает оценку работам.

Если занятие затянулось, то анализ можно перенести после прогулки или во вторую половину дня.

Организация дежурства

1 младшая группа.

После занятия каждый ребенок отдает воспитателю кисти, салфетки, пластилин и т.д.

2 младшая группа.

В начале года воспитатель весь материал для занятия готовит сам.

Постепенно поручает каждому ребенку взять себе материал и поставить на стол то, что дается индивидуально.

Воду и краску расставляет на столы воспитатель сам.

После занятия дети уносят на общий стол то, что брали индивидуально.

Кисти, салфетки, палитру моет воспитатель.

Средняя группа.

1 половина года - индивидуально каждый ребенок берет с общего стола себе материал, в конце занятия уносит то, что брал (аналогично как во 2 младшей группе).

          2 полугодие - дети привлекаются к дежурству. Все для дежурных

стоит на общем столе.

Начало занятия:

  • наливают воду в стаканы,
  • расставляют стаканы с водой на столы,
  • расставляют на столы краски.

Конец занятия:

  • выливают воду,
  • относят на место краски.

Старшая группа,

К обязанностям дежурных добавляется:

  • разлить краски в палитры,
  • разлить клейстер в розетки,
  • после занятия замочить розетки от клея в тазу с водой,
  • вечером вымыть розетки и постирать тряпочки (салфетки).

По окончании занятия каждый ребенок моет свою кисть, кладет ее на общий стол, а воспитатель их затем ополаскивает.

 

Подготовила: Н.В. Базылина

свернуть

Методика изобразительной деятельности

 

ПАМЯТКА

МЕТОДИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РИСОВАНИЕ

В учреждении дошкольного образования рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:

  • рисование отдельных предметов,
  • сюжетное рисование,
  • декоративное рисование.

Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

РИСОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании.

Задачи обучения в первой младшей группе следующие: вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими: научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета; научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой, карандашом. Педагог объясняет, что эти материалы отличаются от известных детям предметов – игрушек, различных вещей. Карандашами можно производить различные действия: бумага была чистой, от движений карандашом на ней появились следы. Один конец карандаша оставляет следы, другой – нет. Если слабо нажимать на него, следов на бумаге не видно, если нажимать сильно, бумага будет рваться. Такое объяснение и наглядный показ привлекает маленького ребенка к рисованию, получению изображения, хотя он пока не понимает, что следы на бумаге могут что-то обозначать. Педагог должен использовать интерес ребенка к материалу, но в то же время учитывать, что малыш может надолго увлечься игрой с карандашами (раскладывает их, стучит ими и т. д.).

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов. Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

Учебной программой дошкольного образования предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета в жизни.

Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами – линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят наелке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки – на синем фоне, желтые или красные огоньки – на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.

Учебная программа дошкольного образования предполагает овладение умением рисовать разные виды линий (вертикальная, горизонтальная, волнистая), замыкать их в формы (округлые, прямоугольные), создавая выразительные образы; применять способы создания изображений на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм).

Ребенок уже на начальном этане обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

                    Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более                     или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм. В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам: сформировать умение самостоятельного изображенияразных линий (вертикальные, горизонтальные, волнистые, непрерывные, прерывные),цвета (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета), предметов; развивать композиционные навыки в расположении предмета в центре листа; совершенствовать технические навыки.

В первой младшей группе дети учились проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления. Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки. С детьми данного возраста предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д.

Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях: рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика и т. п. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям. В этой группе задачи овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие.

Поскольку содержание детских работ становится более разнообразным и требует применения нескольких цветов для раскрашивания рисунка, вводится промывание кисти. Эта несложная операция требует от ребенка терпения и аккуратности. Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга). Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребенка трех лет развито очень слабо, эта задача для него сложна. Поэтому целесообразно использовать изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).

Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий – рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.

Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный – для шарика, желтый – для солнца, зеленый – для елки, травки и т. п. К концу года дети второй младшей труппы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Задачами обучения в средней группе являются следующие: развивать умения изображать предметы округлой и прямоугольной формы (знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), передаваяих строение, основные части и детали, применяя конструктивный, частично-целостный, дужковый способы рисования; совершенствовать композиционные навыки в расположении предмета в центре листа, технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками, использовать цвет как художественное выразительное средство (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, образные названия цветов (вишневый, салатовый, малиновый и др.), контрастные и близкие по тону).

Усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху-внизу, с одной стороны-с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм – снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Обучение детей старшей группынаправлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Основными задачами являются следующие:

  • научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
  • развивать умения передавать особенности изображаемого человека (пропорции тела, позу, движение, настроение), животных, зданий, транспорта;
  • развивать и совершенствовать чувство цвета (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, образные названия цветов, контрастные и близкие по тону, оттенки цвета)
  • развивать технические навыки работы с карандашом и кистью (регулировать темп и амплитуду движения руки при закрашивании мелких и крупных изображений, силу нажима на карандаш);
  • совершенствовать техники работы с гуашью, знакомить с техниками работы с акварелью, сангиной, угольным карандашом, восковыми мелками.

Усложнение заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.). В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму). Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.

Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

Подготовила: Н.В. Базылина

свернуть

Оформление уголка для самостоятельной изобразительной деятельности

Автор: Базылина Н.В.
развернуть

Примерный вариант оформления

уголка для самостоятельной художественной деятельности детей

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ: безопасность, эстетичность, доступность, вариативность, мобильность, компактность, соответствие возрастным особенностям детей; продуманность и системность хранения изобразительного материала (в том числе «единый стиль оформления коробок» и т.д.).

  1. Присутствие игрового персонажа (картинки, игрушки), «картинки-обозначения» (модели и т.д.) данного уголка (принцип «не читающие дети» или «читающие по слогам»), использование детского дизайна в оформлении.
  2. Наличие материала для рисования: бумага (разного формата и разной формы, тонированная, силуэтные формы), цветные карандаши, восковые мелки; для разных техник рисования (кусочки свечей, печатки, тычки, трафареты и т.д.); краски (гуашь во всех возрастных группах, акварель – начиная со ср.гр.), стаканчики-непроливайки (1-2); кисти для рисования (разные по 2-3 шт. каждого вида); подставки под кисти; тряпочки; разукраски.
  3. Наличие материала для лепки: пластилин 1-2 уп. (или глина, соленое тесто); стеки (2мл-ст.гр.); доски для лепки; тряпочки; подставка для работ, заготовки для рельефа (пластинки);
  4. Альбом с фотографиями модульной, мозаичной и контурной пластелинографии;
  5. Наличие материала для аппликации и коллажа: цветная бумага и разные виды картона. (Ножницы и клейстер – в недоступном для детей месте); материал для разных техник аппликации, коллажей (кусочки меха, кожи, ткани, фольга, фантики от конфет и т.д.); кисти для клея; маленькие кусочки клеёночки; тряпочки для клея.
  6. Наличие альбомов:
  • образцы предметного рисования, правила построения композиции на разных по величине и форме поверхностях; образцы выполнения работ в разных техниках рисования; образцы элементов рисования белорусского орнамента, орнамента из геометрических форм; образцы штриховок (2 мл.-ст.гр.) и т.д.
  • детские прописи с элементами различных линий и условных графических знаков из 1-3 элементов в ограниченном пространстве, контурные фигуры для штриховки, трафареты;
  • образцы последовательности нанесения клея на части аппликации; выполнение работ в разных техниках аппликации и коллажа; образцы элементом аппликации белорусского орнамента; орнамента из геометрических форм и т.д.
  • образцы последовательности лепки разными способами (конструктивным, смешанным, ленточным);
  • образцы работ в технике «оригами», конструирования из бумаги (ст.гр.)
  • схемы для конструирования из различных видов конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания построек;
  • образцы создания построек из разных видов конструкторов;
  • образцы художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал);
  • альбом с картинками с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси и других народов (Учебная программа дошкольного образования, 2019г);
  • альбом с репродукциями картин: В. Бялыницкий-Бируля. «Голубой весной»; И. Хруцкий. «Девочка с фруктами», «Цветы и фрукты»; В. Цвирко. «У мельницы»; В. Серов. «Девочка с персиками»; В. Васнецов. «Аленушка», «Богатыри»; И. Шишкин. «Утро в сосновом бору»; И. Репин. «Стрекоза»; И. Левитан. «Березовая роща», «Март»; А. Куинджи. «Березовая роща»; П. Кончаловский. «Сирень» и других,  разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет);
  • альбом с картинками с изображением дизайна интерьера: жилых помещений, оформленных в народном и современном стиле, общественных помещений (магазин, почта, музей, театр и др.); дизайн упаковки и печатной продукции (Учебная программа дошкольного образования, 2019г);
  • альбом с картинками или фотографиями значимых архитектурных сооружений своего города и столицы Республики Беларусь; архитектуры разных видов зданий; ландшафтной архитектуры (парки, скверы); малых архитектурных форм (фонари, фонтаны, ограды и т.д.);
  • альбом с иллюстрациями и книжной графикой иллюстрации Е. Рачева, Е. Чарушина к русским народным сказкам, Е. Лось к белорусским народным сказкам «Два маразы», «Залатая яблынька», Н. Селещука к сборнику белорусских народных сказок «Бацькаў дар», Н. Поплавской к сборнику сказок зарубежных писателей «Калиф-аист».
  • Альбом для рассматривания Скульптура  малых  форм:  Л. Шутко.         «Аист»,         «Конь»; В.Ольшевский. «Медведь и мужик», «Зубр и медведь»; В. Данчук. «Иванушка»; Л. Богданов. «Подружки», «Зубрята», «Сымон-музыкант». 
  1. Веер, полоски и т.д. с цветами спектра (для мл.гр – с основными, для ср-ст. + с оттенками) – смотреть в « Учебной программе дошкольного образования», 2022г).                                

Примечание: альбом или альбомы можно варьировать по своему усмотрению! Учитывается тема недели!

Примечание: данный вариант ориентирован на старшую группу, при оформлении уголка своей возрастной группы – ЗАГЛЯНИТЕ в учебную программу дошкольного образования в образовательную область «Изобразительное искусство».

 1 младшая группа – с.100-104

2 младшая группа – с.158-163

Средняя группа – с.239-251

Старшая группа – с.391-417

свернуть

Современные формы взаимодействия с родителями

Автор: Базылина Н.В.
развернуть

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 

  1. Общее родительское собрание учреждения дошкольного образования.Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.
  2. 2. Родительская конференция- одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
  3. 3. Групповые консультацииорганизуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
  4. Групповые собрания родителей— это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

    Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

  1. 5. «Круглый стол».В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
  2. «Дни открытых дверей».В настоящее время они приобретают широкое распространение. Такая форма работы  даёт родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
  3. Клубы по интересам.Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
  4. Устный педагогический журнал.Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
  5. Вечера вопросов и ответов.Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
  6. Деловые и ролевые игры.В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
  7. Тренинги.Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
  8. Совместные мероприятия с сотрудниками учреждения дошкольного образования.Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в  процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.
  9. Благотворительные акции.Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.
  10. Совместные походы и экскурсии.Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 С  РОДИТЕЛЯМИ

 

  1. Индивидуальные беседы.Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
  2. Посещение семьи на дому.Основная цель визита – познакомиться с семьёй, ознакомления с особенностями семейного воспитания, условиями жизни ребёнка.
  3. Индивидуальные консультации.Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
  4. Анкетирование.Один из распространенных методов диагностики, который используется специалистами учреждения дошкольного образования с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

          Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С РОДИТЕЛЯМИ

 

  1. 1Родительские уголки.Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей.
  2. Выставки, вернисажи детских работ.Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
  3. Памятки для родителейНебольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.
  4. Папки–передвижкиПапка предоставляется во временное пользование родителям для ознакомления с информацией, после чего с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
  5. Родительская газета оформляется самими родителями.В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.
  6. Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать об учреждении дошкольного образования.
  7. Бюллетень.Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
  8. Доска объявлений.Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о том, что организуется в детском саду и др.
  9. Ящик идей и предложений.Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ 

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 

  1. Презентация учреждения дошкольного образования.Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы учреждения дошкольного образования. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом учреждения дошкольного образования, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
  2. Блог(англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
  3. Веб-фо́рум— класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум».
  4. Форум— мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.
  5. Онлайн-семинар(веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
  6. Вебинар(англ. web + seminar) — это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств (программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники и микрофон).
  7. Сайт(от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
  8. Чат, чаттер— средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями.
  9. Электро́нная по́чта(англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.
  10. Skype (МФА: [skaIp]) — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.

          Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

 

 

свернуть