Лето 2024
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь
________________А.В. Кадлубай 29 мая 2023 г. |
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ,
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
ОБЩИЕ положения
Инструктивно-методическое письмо распространяет свое действие на учреждения дошкольного образования, иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения образования).
Целью деятельности учреждений образования является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья воспитанников, в том числе детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), их эмоционального благополучия.
Деятельность учреждений образования в летний период должна быть направлена на реализацию следующих задач:
формирование культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста посредством организации и проведения комплекса мероприятий, в том числе создания здоровьесберегающей предметно-развивающей среды, направленных на повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников, в том числе с ОПФР;
воспитание культуры безопасности жизнедеятельности на основе практического применения детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОПФР, правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций в различных видах детской деятельности;
формирование основ эстетической культуры воспитанников средствами музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.
Подготовка учреждений образования к организации деятельности в летний период в рамках межведомственного взаимодействия осуществляется структурными подразделениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, районных (городских) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – структурные подразделения), учреждениями образования совместно с иными государственными органами и организациями: структурными подразделениями в сфере здравоохранения, учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии), органами государственного пожарного надзора, управлениями (отделами) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах), иными заинтересованными.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летних каникул в учреждении образования составляет 92 дня.
Для обеспечения здоровьесберегающих и безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, структурное подразделение издает приказ о подготовке и организации деятельности учреждений образования в летний период.
С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении образования организуется работа по выявлению у их родителей (законных представителей) потребности в учреждениях образования в летний период. Очень важным в данный период является проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников о целях деятельности учреждений образования в летний период, реализуемых задачах и проводимых мероприятиях, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс (участие в мероприятиях физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, в том числе организации оздоровления детей в условиях семейного воспитания и пр.).
Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса в летний период для воспитанников с расстройствами аутистического спектра с учетом рекомендаций центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечивается их персональное сопровождение педагогическим работником.
В период каникул при сокращении численности воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп учреждения образования или их закрытие.
Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений образования взаимодействуют по вопросам организации и контроля санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещений и др.
С целью обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования учреждений образования, организации качественного здоровьесберегающего образовательного процесса необходимо обеспечить их готовность к деятельности в летний период. А именно:
готовность персонала (укомплектованность педагогическими, медицинскими, иными работниками);
готовность материально-технической базы (исправность инженерных систем зданий и сооружений (в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов), оснащенность средствами обучения, оборудованием для организации разных видов детской деятельности, в том числе для детей с ОПФР);
готовность научно-методического обеспечения (наличие учебных изданий (для педагогических работников, для воспитанников), учебно-методической и учебно-программной документации);
готовность зданий, сооружений, территории, иных объектов (наличие и исправность стационарного игрового и спортивного, в том числе надворного, оборудования, плескательных бассейнов, многофункциональных песочниц с закрывающимися крышками, заполненных песком (с соответствующими сопроводительными документами); функционирование поливочных систем, имеющих отведение воды в ливневую канализацию, засетченность окон в учреждении образования, покрытие игровых площадок травяным либо утрамбованным грунтом и др.).
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З).
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» (в ред. Закона Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 92-З).
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2022 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 6 января 2023 г.).
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2016 г. № 67).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 сентября 2009 г. № 69).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. №261).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 2 сентября 2019 № 148) (Перечень и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся при получении ими дошкольного образования, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июня 2018 г. № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 марта 2023 г. № 61).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися» (Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правила безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования, Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования».
- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 60 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (в ред. Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2021 г. № 85) (Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением).
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 июня 2021 г. № 781 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения оказания медицинской помощи обучающимся»).
Иные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты, локальные правовые акты.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Создание развивающей предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам раннего и дошкольного возраста осваивать навыки ведения здорового образа жизни в разных видах детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, особенно в летний период, содействует его комфортному пребыванию в учреждении образования.
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении образования организуется с учетом требований образовательного стандарта дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229), перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50), перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75), перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105), возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе с ОПФР, материальных и архитектурно-пространственных особенностей помещений и территории учреждения образования, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.
Безопасность и экологичность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Допускается использование в образовательном процессе физкультурно-спортивного и игрового оборудования на территории учреждения образования, спортивного инвентаря по конструкции, размерам, применяемым материалам соответствующих возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов. Оборудование и инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.
При организации различных видов детской деятельности, в том числе познавательной, игровой и трудовой, важно обеспечить воспитанников инвентарем и игровым оборудованием. При этом детский инвентарь и игровое оборудование должны находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку согласно времени года и возрасту обучающихся.
Целесообразно использовать в образовательном процессе с учетом возраста воспитанников исправные и безопасные средства обучения и воспитания (например, ножницы с тупыми концами, молоток с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении работ на земельном участке с прочным креплением рукояток и др.).
При организации развивающей предметно-пространственной среды не менее важны эргономичность и полифункциональность используемых материалов, возможность обеспечения свободного использования таких материалов воспитанниками.
В летний период для организации разных видов детской деятельности это могут быть: разнообразный природный, бросовый материал (например, гладкие камешки разного размера, крупные семена растений, иное), коврики разной фактуры, емкости, мягкие модули, маты, ширмы и пр. Эти и иные материалы возможно использовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях, подвижных и дидактических играх, опытах и экспериментах, при организации места для отдыха (уединения) воспитанников. Структура материалов, их разнообразие, размещение и использование в помещениях и на территории учреждения образования помогут вызвать у ребенка положительные эмоции, обеспечат возможность его участия как в совместной с воспитанниками коллективной деятельности, так и для индивидуальной самостоятельной деятельности.
Гибкость и вариативность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается за счет:
наличия в каждой возрастной группе учреждения образования, а также на его территории оптимально организованных мест для разных видов детской деятельности с использованием разнообразных средств обучения, игрового и спортивного оборудования (инвентаря), обеспечивающих их свободный выбор воспитанниками, в том числе с ОПФР;
периодической сменяемости игрового материала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, их самостоятельную двигательную деятельность.
Трансформируемость и содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от организуемой педагогическим работником деятельности с воспитанниками с учетом содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, тематики проводимых мероприятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.
При создании развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников с ОПФР дополнительно необходимо обеспечивать визуализацию распорядка дня обучающихся, пространственных зон учреждения образования, минимизацию количества раздражителей и барьеров в помещении, коррекционную направленность педагогических мероприятий с воспитанниками, в том числе средствами адаптивной физической культуры.
Организация образовательного пространства (в здании учреждения образования и на его участке) и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (например, мячи разного диаметра из разных материалов, кегли, скакалки разной длины, серсо, самокаты, велосипеды (трех- и двухколесные), инвентарь для организации и проведения игр с водой и песком, обучения элементам спортивных игр, специальные инструменты для организации труда в природе (лейки, тяпки, лопатки, грабли, ведра и др.), природный, бросовый материал, маски и другие элементы для организации подвижных игр, игр-драматизаций, театрализованных постановок, оборудование и атрибуты специально организованных автоплощадок и автогородков (детские автомобили, дорожные знаки, жезл и др.) должны обеспечивать:
возможность проведения разных видов детской деятельности (предметной, познавательной практической, общения, игровой, трудовой и художественной);
двигательную активность и эмоциональное благополучие воспитанников;
возможность самовыражения детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать для каждого воспитанника, в том числе с ОПФР, инвалидностью, психологическую комфортность и доступность:
всех помещений, участков (площадок) территории учреждения образования, где осуществляется образовательный процесс;
ко всем средствам обучения, игровому, спортивному оборудованию (инвентарю), материалам, учебным изданиям и др., обеспечивающим их активное участие во всех видах детской деятельности.
В целях обеспечения здоровьесберегающей направленности образовательного процесса при организации разных видов детской деятельности не должны использоваться игры (игрушки), которые:
носят явный асоциальный характер (зомби, монстры и пр.);
унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;
провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;
содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребёнка;
вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, способствующий развитию игромании;
способствуют появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);
формируют искаженные социальные ориентации и установки и др.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.
Во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) занятия с воспитанниками не проводятся. При этом в образовательный процесс включаются мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которые проводятся с воспитанниками ежедневно на улице за исключением неблагоприятных метеорологических условий (дождь, сильный ветер и пр.)
Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности включают утреннюю гимнастику; подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках; физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья; самостоятельную двигательную деятельность воспитанников. Они направлены на обогащение и накопление двигательного опыта воспитанников; закрепление и совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, равновесие; развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость); овладение техникой спортивных упражнений (катание на велосипеде, самокате, плавание), элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, бадминтон) за счет оптимального и вариативного применения предметно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников и др.
В содержание утренней гимнастики с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3—4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке (стадионе);
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
Планирование и проведение подвижных игр и физических упражнений на первой и второй прогулках осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их способностей и потребностей. Возможно использование следующих вариантов их проведения:
комплекс подвижных игр (2—3 игры) различной подвижности (малой, средней, высокой) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие (совершенствование) физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
спортивные упражнения и элементы спортивных игр;
игры с элементами спортивного ориентирования;
комплекс подвижных игр (2—3 игры), в том числе белорусских народных игр, разной подвижности и с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников, их физические, нравственно-волевые качества, интеллектуальные способности.
Физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья как формы коллективного, деятельного отдыха, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствуют развитию у воспитанников умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждают каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм.
Тематика мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности должна отражать специфику летнего периода.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении образования. Она способствует проявлению ребенком уровня своих двигательных, игровых, коммуникативных умений в наибольшей степени. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в летний период необходимо создание следующих условий:
включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность воспитанника (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения воспитанником физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений воспитанников, выполнения ими физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений для каждого конкретного ребенка, группы воспитанников.
При организации и проведении мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности должен соблюдаться индивидуально-дифференцированный подход с учетом:
физической подготовленности воспитанников (развитие двигательных умений и навыков, физических качеств, двигательных способностей (координационные, скоростно-силовые, силовые).
Так, задания для воспитанников, имеющих высокие показатели физической подготовленности, должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие их двигательных способностей (выполнение знакомых упражнений в новых сочетаниях, из нового исходного положения, в новых условиях и пр.). При выполнении воспитанниками с низкими показателями физической подготовленности заданий (игры, игровые упражнения и пр.) необходимо акцентировать внимание на технику выполнения детьми основных видов движений.
уровней двигательной активности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети);
Для гиперподвижных воспитанников подбираются задания, требующие сдержанности, точности двигательных действий (например, разные виды бросания, ловли и метания и др.), обеспечивающие чередование интенсивных движений с менее интенсивными. В целях формирования у малоподвижных воспитанников интереса к движениям необходимо привлекать их к участию в спортивных упражнениях, подвижных играх, в которых основными движениями являются бег, прыжки. Целесообразно и эффективно использование спортивного инвентаря, оборудования, игрушек, активизирующих двигательную активность таких детей (например, мячи, скакалки, батуты, спортивные тренажеры, велосипеды, самокаты и др.).
состояния здоровья воспитанников (основная, подготовительная, специальная медицинская группы, группы лечебной физической культуры);
пола воспитанников (девочки, мальчики).
Для развития навыков здорового образа жизни, развития у воспитанников общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых и общих координационных способностей, гибкости, а также обучению детей ориентировке на местности и др. в мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет включают различные формы организации пешего туризма (экскурсии, прогулки, пешеходные (туристские) прогулки и пр.).
Учитывая значительный познавательный потенциал экскурсий и прогулок в рамках их проведения необходимо также формировать у детей представления о родном крае, достопримечательностях родного города (села), столицы Республики Беларусь, растениях и животных ближайшего окружения, природных символах нашей страны (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер и др.), воспитывать нравственное, эмоционально-положительное отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения и др.
Организация экскурсий (прогулок) за пределы учреждения образования осуществляется в целях формирования объективного отношения к историческому прошлому, сохранению и укреплению единства нашего народа, уважения к культурно-историческому и природному наследию.
Решение вышеназванных и иных задач будет наиболее эффективным при посещении достопримечательностей столицы, городов Республики Беларусь, скульптурно-архитектурных объектов, сооружений, заповедников, парков, скверов и пр.
Требования по обеспечению безопасности обучающихся при организации и проведении экскурсии (иных мероприятий, проводимых за территорией учреждения образования), наличию и ведению соответствующей документации определены Правилами безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правилами безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227).
Важным средством укрепления здоровья воспитанников является закаливание при условии, что оно органично включено в комплекс различных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания с учетом возраста воспитанников необходимо включать в компоненты распорядка дня, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения образования, возраста обучающихся);
дневной (ночной) сон при открытых форточках (избегая сквозняков);
ходьба босиком по траве, песку;
физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде;
умывание в течение дня, в том числе прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой;
индивидуальное закаливание в семье и др.
Мероприятия художественно-эстетической направленности включают:
изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (например, деревьев, цветов и др.), мелками на асфальте, палочками на песке);
освоение нетрадиционных техник (монотипия, кляксография, ниткография, пластилинография (модульная, мозаичная, контурная) и др., смешанные техники);
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, рельефы (декоративные пластинки);
аппликационная деятельность (коллективная и индивидуальная): создание плоскостных, полуобъемных изображений из разных материалов (бумага, соломка, ткань, природные и дополнительные материалы и др.), с элементами флористики, коллажи;
конструирование техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов и пр.);
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн подарков к праздникам, дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (декоративные объекты для интерьера группы, декоративные панно, многоплановые архитектурно-художественные композиции и др.).
Важным является использование продуктивных видов деятельности для развития речи воспитанников с ОПФР. В рамках мероприятий художественно-эстетической направленности рекомендуется закреплять умения рассказывать о выполняемой работе, вступать в диалог с педагогическим работником, со сверстниками, обогащать лексический словарь ребенка и т.д.
В летний период с целью создания эмоционального комфорта воспитанников целесообразным является:
включение изобразительной деятельности в детские праздники;
проведение конкурсов с различными номинациями, развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными, природными и дополнительными материалами, содействуют формированию (развитию) и закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности;
организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с водой, песком.
В летний период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
использование музыки в разных компонентах распорядка дня;
фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
проведение музыкально-дидактических игр, музыкальных викторин и др.;
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (например, А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
элементарное музицирование воспитанников (соло, ансамбль, оркестр);
самостоятельная музыкальная деятельность воспитанников (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы;
музыкальные игры с пением, хороводы;
подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
развитие музыкально-творческих способностей;
игры с музыкальными инструментами;
музыкальные игры-релаксации.
В летний период для создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение тематических развлечений, праздников и других мероприятий.
В целях формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников с учетом их возраста важно включать в содержание развлечений, праздников и иных мероприятий материал, направленный на воспитание уважительного отношения воспитанников к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны и др.
В рамках исполнения приказа Министра образования № 368 от 25 мая 2022 г. «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» в учреждениях образования необходимо провести торжественные линейки с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком), приуроченных Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики).
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение воспитанников к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, учебной программой по образовательной области «Искусство» для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2017 г. № 108), включаются в компоненты распорядка дня и разные виды детской деятельности. Формы деятельности, в которых применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения образования и его деятельности в летний период.
В целях повышения качества взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, их физического и эстетического развития в учреждении образования и в условиях семейного воспитания необходимо обеспечить участие родителей (законных представителей) воспитанников в образовательном процессе. А именно:
в различных мероприятиях физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности (утренняя гимнастика, физические и спортивные упражнения, обучение элементам спортивных игр, развлечения, праздники, дни здоровья и др.);
в изготовлении соответствующих атрибутов (маски, медали, нетрадиционный физкультурный инвентарь и пр.) для мероприятий активного отдыха, подвижных игр;
в организации и проведении прогулок и экскурсий за пределы учреждения образования совместно с работниками учреждения образования в и др.
Также целесообразно:
включать вопросы профилактики уличного и бытового травматизма, соблюдения правил поведения детей на дороге, воде и вблизи водоемов (например, запрещение организации игр на воде, связанных с нырянием, и захватом купающегося, совершении иных действий, которые могут стать причиной несчастного случая, посещение пляжа малолетними детьми без сопровождения взрослых, оставление малолетних детей без присмотра, купания в обводненных карьерах, мелиоративных каналах, прудах-копанях, технологических водных объектах в местах нахождения портов, плотин, дамб, шлюзов, иных гидротехнических сооружений, а также в темное время суток, заплывать за границы, обозначающие акваторию пляжа и др.), дорожнотранспортных происшествий с участием несовершеннолетних в тематические мероприятия информационноразъяснительной и воспитательнопрофилактической направленности с воспитанниками и их законными представителями. Целесообразным будет участие в подобных мероприятиях представителей системы здравоохранения, органов государственного пожарного надзора, управлений (отделов) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах), иных заинтересованных;
размещать тематические обзоры о проводимых мероприятиях в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях;
осуществлять выпуск тематических брошюр, памяток, буклетов для воспитанников и их законных представителей по указанным направлениям.
Особенности организации питания и питьевого режима в учреждении образования в летний период
Организация питания в учреждениях образования осуществляется в соответствии с ежегодными Методическими рекомендациями по организации питания в учреждениях образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на объекты общественного питания, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.
С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями нормативных правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 C — +15 C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 процентов суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.
Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:
обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;
максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
использовать кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;
учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию объектов общественного питания, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).
В летний период особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т.к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении образования. Питьевая вода выносится на улицу, по просьбе детей разливается в пластмассовую посуду одноразового использования или многоразовую посуду для индивидуального пользования ребенком.
В объектах общественного питания запрещается использование одноразовой пластиковой посуды, перечень которой определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля 2020 г. № 14.
ОСТОРОЖНО - ЛЕТО
Лето — пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей в дальней поездке и во время отдыха.
Опасности, связанные с путешествием на личном транспорте:
- открытые окна;
- не заблокированные двери;
- остановки в незнакомых местах.
Сажайте детей только в детское автокресло! Пристегивайте ребенка ремнями безопасности. Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения. Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.
Опасности, связанные с путешествием на поездах:
- открытые окна;
- тамбуры вагонов;
- верхние полки;
- кипяток;
- незнакомые люди.
Не разрешайте ребенку выглядывать из окон и высовывать из них руки, бросать в окна предметы, выходить в тамбур, общаться с незнакомыми людьми в отсутствие близких, брать от них угощение.
Опасности, связанные с жизнью на даче или в деревне (особенно — для городского ребенка):
- печка;
- колодец;
- инструменты;
- заброшенные доски с гвоздями;
- незнакомые животные;
- купание в водоемах.
Ребенок должен твердо запомнить, что ему нельзя:
- открывать печную дверцу и трогать печную заслонку;
- заглядывать в колодец;
- трогать инструменты;
- купаться в отсутствие ответственных за него взрослых.
- подходить близко к незнакомым животным, кормить их, гладить;
Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде:
- крутой склон дороги;
- неровности на дороге;
- проезжающий транспорт.
Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест — выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты — наколенниками, налокотниками, шлемом.
Незнакомая еда. В качестве мер безопасности детей летом на отдыхе следите за тем, что они едят. Чтобы обеспечить безопасность детей летом на отдыхе и защитить их от расстройств пищеварения, соблюдайте некоторые важные правила питания:
- не давайте детям пробовать местные деликатесы и сами старайтесь аккуратнее относиться к ним;
- если Ваш ребенок аллергик или имеет определенные предпочтения в еде – узнайте, можно ли купить эти продукты там, куда Вы поедете, или возьмите их с собой;
- в некоторых жарких странах не стоит умываться водой из-под крана и, тем более, ее пить – лучше покупайте бутилированную;
- не ешьте немытые фрукты и овощи и не давайте их ребенку;
- соблюдайте тщательную гигиену – мойте руки с антибактериальным мылом.
Правила безопасности на пляже
Теплый, рассыпчатый песок – настоящее раздолье для детей! Но в нем также кроется множество опасностей: осколки бутылок, опасные инфекции, мусор, острые камни, окурки и т.д. Заранее объясните ребенку, что тянуть горсти песка в рот не стоит, да и валяться в нем нужно аккуратно. Сами тоже не забывайте тщательно осматривать место, выбранное Вами для того, чтобы расстелить плед.
Каждое лето подводится печальная статистика смертей на воде – и очень часто утопленниками оказываются дети. Чтобы не допустить трагедии, родителям нужно соблюдать правила безопасности при посещении пляжа с детьми:
- ребенок всегда должен быть в поле Вашего зрения – вопреки сценам в художественных фильмах, человек, который тонет, не кричит и не размахивает руками;
- плавайте вместе с детьми только в разрешенных местах – на оборудованных пляжах, где есть спасатели;
- если Вы находитесь в воде с маленьким ребенком, всегда держитесь от него на расстоянии вытянутой руки;
- не пренебрегайте использованием надувных кругов и манжетов – эти приспособления помогут Вашему ребенку удержаться на воде и не уйти на дно;
- не разрешайте детям прыгать в воду с разбега;
- умейте оказать первую помощь.
10 правил безопасности для детей летом
Долгожданное лето, и конечно, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Для того, чтобы отдых оставил приятные воспоминания и впечатления, необходимо заранее подумать, о каких правилах безопасности следует напомнить детям:
1. Не всё то, что выглядит привлекательно, является съедобным.
Летняя пора – очень подходящее время, чтобы помочь детям изучить названия растений, плодов и ягод. Информацию можно почерпнуть из интернета, детских энциклопедий, так же вам помогут собственные знания. Это должно стать правилом: ничто незнакомое в рот не брать.
2. Защита от насекомых.
Кроме ботаники, летом можно наглядно изучать и зоологию. Поговорите с детьми о том, почему нельзя размахивать руками, если где-то рядом летает оса или пчела. Почему лучше не пользоваться предметами гигиены с сильными ароматами, дабы не привлечь насекомых сладким запахом. Что сделать, если пчела все-таки ужалила. Чтобы защитить детей от опасных насекомых, выберите репеллент с натуральными компонентами, а изучив инструкцию, наносите его самостоятельно.
3. Защита от солнца.
Как можно раньше стоит познакомить ребёнка с солнцезащитным кремом и объяснить его назначение. И, конечно, наряду с нанесением крема, не забывать про головной убор, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Следует рассказать детям о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 16-00) и объяснить, что как только ребёнок почувствует, что ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.
4. Купание под присмотром взрослого.
Обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте ребёнка из виду, даже если он уверенно плавает или одет в специальные нарукавники или жилет, или использует надувной круг.
5. Использование защитного снаряжения.
Покупка роликов, скейтборда или велосипеда должна сопровождаться покупкой защитного снаряжения. А надевание такого снаряжения должно стать обязательным правилом, неважно, одну минуту ехать ребёнку до нужного места или двадцать.
6. Выбирать безопасные игровые площадки.
До того, как посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться в прочности крепления. Во время катания на аттракционах в парке напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении. Также нужно объяснить ребенку, что металлические части игровых конструкций на солнце сильно нагреваются и, прежде чем съехать с горки, надо убедиться, не горяча ли её поверхность.
7. Мыть руки перед едой.
А также фрукты, овощи и ягоды. Чтобы избежать "болезней немытых рук" и инфекций, необходимо летом чаще напоминать детям об элементарных правилах гигиены. Хорошо иметь при себе влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом необходимо тщательно следить за продуктами с небольшим сроком хранения и не держать их при комнатной температуре.
8. Одеваться по погоде и ситуации.
Для прогулок в жаркую погоду следует выбирать одежду из натуральных тканей – свободную и "дышащую". Побеседуйте о том, почему лучше надевать в лес одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, и как это поможет защититься от укусов насекомых. Взрослым необходимо обратить внимание на то, как одет ребёнок, играющий на детской площадке. Опасными элементами одежды считаются тесёмки на шортах, юбках и платьях и особенно шнурки, продетые в капюшоны кофт и курток, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.
9. Найти безопасное укрытие при грозе и молнии.
Даже если вид сверкающей молнии кажется ребёнку завораживающим и он не боится громких звуков, стоит чётко объяснить, какую опасность таит для людей молния на открытом пространстве, и почему нужно переждать непогоду в закрытом помещении, подальше от дверей и окон.
10. Пить достаточно воды.
Прекрасно, если у ребёнка есть рюкзак, а в нём бутылка с водой. При занятии ребёнка активными играми нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в жару нелишним будет распылять на тело воду из пульверизатора. Было бы замечательно, если при выходе из дома с детьми взрослые держали бы в сумке стандартный летний набор: вода, мини-аптечка, солнцезащитный крем, головной убор и не портящиеся закуски. Имея под рукой эти предметы, взрослые и дети могут не опасаться непредвиденных ситуаций на природе, расслабиться и получать удовольствие от самого активного и солнечного времени года!
Предупреждение несчастных случаев на воде
Уважаемые родители!
Наступил купальный сезон и летние каникулы.
С целью предупреждения несчастных случаев на воде не забывайте о правилах безопасного поведения на водоёмах.
Безопасность детей на воде целиком и полностью зависит от их родителей. Даже несмотря на гладкую и относительно спокойную поверхность, дно водоёмов может быть неровным, илистым, в отдельных местах встречаются сильные течения и водовороты. Поэтому первое правило, которое обязательно соблюдать всем без исключения любителям активного отдыха на берегу моря, реки или озера, звучит так: купаться можно только в отведённых для таких целей местах. Дети принимают водные процедуры только под присмотром взрослых, которые неусыпно следят за ними.
Следите за играми детей даже на мелководье, потому что они могут во время игр упасть и захлебнуться. Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами - в пылу азарта вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание. Учиться плавать дети могут только под контролем взрослых. Внимательно следите за детьми и ни в коем случае не оставляйте их без присмотра возле воды. Вода глубиной в несколько десятков сантиметров — этого вполне достаточно для того, чтобы совершилась трагедия. Среди тех, кто тонет в ваннах (и даже в лужах), большую часть составляют маленькие дети. Не очень полагайтесь на всякие надувные устройства, поддерживающие ребенка на плаву. И детям, и наблюдающим за ними взрослым они внушают ложное чувство безопасности. Иногда малыши выпадают из них, а иногда вместе с ними переворачиваются в воде вниз головой. Примерно две трети несчастных случаев на воде с детьми происходит, когда взрослые хоть ненадолго перестают за ними наблюдать.
Никогда не позволяйте плавать ребенку одному: его должен обязательно сопровождать взрослый или другой ребенок, который сможет поднять тревогу, если внезапно произойдет несчастный случай, который могут не заметить спасатель и другие купальщики.
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.
Первая помощь при укусах насекомых
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ
Первое знакомство малыша с огромным миром насекомых не всегда проходит гладко. При укусах насекомые выделяют биологически очень активный яд. Когда пчела или оса кусают ребёнка, такая высокая биологическая активность может сыграть отрицательную роль. При одиночных укусах, как правило, возникает жжение, боль, зуд, место укуса краснеет и отекает. Ситуация может осложниться, если ребёнка укусили в лицо, шею или даже в язык или слизистую рта. Сильный отёк, неизбежен.
Первая помощь при укусах пчёл и ос. Если в ранке осталось жало, его можно извлечь пинцетом, а при отсутствии такового просто пальцами. Жало остаётся только после пчелиной атаки. Место укуса протрите спиртовым раствором (водкой или одеколоном), перекисью водорода, слабым раствором столового или яблочного уксуса, приложите холод. Это может быть и мокрое махровое полотенце, грелка с холодной водой или кусочек льда. Лучше, если лёд приготовлен из настоя ромашки, череды или тысячелистника. При множественных укусах по согласованию с врачом применяют антигистаминные препараты (пипольфен, супрастин) и дают ребёнку обильное горячее питьё. При комариных укусах снять зуд поможет кусочек льда с настоем мяты (или просто свежие слегка помятые в руках листья этого пахучего растения), раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды), сок лимона. Очень неприятный представитель мира насекомых – слепень. Это – крупное, очень быстрое и очень болезненно кусающееся насекомое. За один укус слепень может выпить до 200 мг крови. Слепни очень любят тепло и свет, так что нападают они днём и вечером, до наступления темноты. Укус слепня очень неприятный и болезненный, это связано как с большими размерами ранки, так и с попаданием в неё во время укуса особой слюны. Она содержит токсические вещества, препятствующие свёртыванию крови. Место укуса сильно припухает и очень болит. Аллергических проявлений, как правило, не бывает (только при множественных укусах). Главное при атаках слепня – не допускать проникновения инфекции в ранку, то есть надо от души смазать место укуса зелёнкой.
ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К УКУСАМ НАСЕКОМЫХ (инсектная аллергия)
Её признак – возникновение через короткое время (от нескольких минут до получаса) на месте укуса распространённого отёка (больше 5 см), сопровождающегося болью, резким повышением температуры, ознобом. Одновременно может начаться слезотечение, у ребёнка потечёт из носа, он будет жаловаться на боли и ломоту в суставах. Кроме того, присутствует общая реакция организма – аллергическая сыпь, зуд, отёки лица, языка и гортани. У детей может начаться приступ удушья, рвота, случается потеря сознания. Иногда у особо «чувствительных» развивается анафилактический шок. Все эти состояния требуют немедленного начала интенсивной терапии. Срочно обратитесь к врачу. Если ребёнок страдает повышенной чувствительностью к пчелиному яду, то вы должны предпринять все возможные меры предосторожности. Нельзя гулять возле пасек; бродить босиком по траве; при виде подлетевшего шмеля или осы не надо пугаться, махать руками; нельзя гладить шмеля по мохнатой спинке, когда он сидит на цветке. Если в прошлом имелся случай общей аллергической реакции, у ребёнка всегда должна иметься при себе краткая памятка с адресом и телефоном, диагнозом и перечнем неотложных мероприятий, в случае укуса пчелы или осы. ОБЯЗАТЕЛЬНО СООБЩИТЕ О ДИАГНОЗЕ ВОСПИТАТЕЛЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Пословицы и поговорки о лете
На смену весны приходило теплое лето и по пословицам и поговоркам крестьянина в первую очередь волновал вопрос, каким будет урожай, а это уже зависело от того, каким будет лето: дождливым или солнечным, холодным или засушливым. Ведь многие приметы лета могли рассказать очень многое о погоде и предстоящем урожае.
Давайте познакомимся с самыми забавными пословицами и поговорками о лете, а картинки придутся весьма кстати и любознательными для детей.
Народные пословицы и поговорки о лете
Народ смотрел на солнце, прислушивался к пению птиц, читал погоду на дворе и поговаривал: какой ветер в поле, сколько воды с неба накапало, когда семя проклюнуло, а когда урожай собирать. Так появлялось много самых удивительных и созвучных пословиц о лете, а некоторые поговорки были и в стихах.
Стихи для детей про лето
Лето самое теплое время года. Летом все вокруг зеленым-зеленое, цветут сады, поют птицы, ласково светит солнце и иногда поливают теплые дожди.
Легкие стихи для детей в самых ярких красках передают тепло летних денечков. Лето представляется в детских стихах про животных, про лес, про солнышко, облака и дождик. Через чтение стихов детей легче всего знакомить с природой.
Ярко солнце светит
Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
И. Суриков
На что похоже солнце?
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч -
Почему же он горяч?
Если солнце - это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце - это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже -
всё равно всего дороже!
Татьяна Бокова
Подсолнух
Золотой подсолнушек,
Лепесточки – лучики.
Он – сыночек солнышка
И весёлой тучки.
Утром просыпается,
Солнышком лучится,
Ночью закрываются
Жёлтые ресницы.
Летом наш подсолнушек –
Как цветной фонарик.
Осенью нам чёрненьких
Семечек подарит.
Татьяна Лаврова
Лето
Рада летом я купаться
И на пляже загорать,
И на велике промчаться,
В бадминтон с сестрой играть.
После чтенья доброй книжки
В гамаке в зной подремать.
Лета вкусные дары
В конце лета собирать.
Л. Антонова
Одуванчик
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Серова
Июнь
Стали вылетки смелей,
Стало тише и светлей.
День растёт, растёт, растёт -
Скоро к ночи поворот.
А пока заросшей тропкой,
Земляничной, неторопкий
По земле июнь идёт!
Михаил Садовский
Летняя песенка
Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Опять трусы и майки
Лежат на берегу,
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!
Т. Белозеров
Утро
Застёгнут луг на все росинки.
Неслышно к ним пробрался луч,
Собрал росинки в паутинку
И спрятал где-то между туч.
Г. Новицкая
Жара
Среди двора стоит Жара,
Стоит и жарится с утра.
Залезешь в глубину двора -
И в глубине стоит Жара.
Жаре давно уйти пора,
Но всем назло стоит Жара!
Сегодня, завтра и вчера
Везде Жара, Жара, Жара...
Ну, неужели ей не лень
Стоять на солнце целый день?
Э. Бицоева
Летний дождь
"Золото, золото падает с неба!" -
Дети кричат и бегут за дождем...
- Полно-те, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
А. Майков
В лесу
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: – Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
“Спасибо! Спасибо!”
Потом вдруг качнулся,
вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
М. Файзуллина
Теплый дождь
Загремел веселый гром…
Дождь идет в лесу густом.
Там сегодня банный день,
Мойтесь все, кому не лень.
Растрепав свои прически,
Моют головы березки.
Запыленные дубы
Моют рыжие чубы.
Под дождем нагнулась липа,
Моет листики до скрипа.
Перед зеркальцами луж
Принимают елки душ.
А рябинки и осинки
Моют шеи, моют спинки…
Мойтесь все, кому не лень,
Ведь сегодня банный день!
З. Александрова
От чего так много света?
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день.
Ну, а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче.
И. Мазнин
Лето
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Я. Ким
(стишок про одуванчик)
Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
В. Степанов
Дождь
Ранним утром, ровно в пять,
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке —
Вся земля просила пить, —
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить».
Дождь сказал печально:
«Ох!»
И ушёл.
Газон засох.
О.Бундур
Солнечный зайчик
Солнечный зайчик
Запрыгнул в окно,
Солнечный зайчик
Сказал:-«О-го-го!»
Я тут же проснулась,
Ему улыбнулась,
Слегка потянулась…
На сердце легко!
С. Сирена
Июль - макушка лета
Июль – макушка лета,-
Напомнила газета,
Но прежде всех газет -
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет,-
Ку-ку, ку-ку,- макушка,-
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет,-
Июль – макушка лета.
А. Твардовский
Август
Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
Марина Цветаева
За селом на полной воле
За селом на полной воле
Веет ветер-самолет.
Там картофельное поле
Все лиловеньким цветет.
А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз, к студеному пруду.
Сквозь кусты мелькнула лодка,
Рябь и солнца острый блеск.
Hа плоту грохочет четко
Дробь вальков под гулкий всплеск.
Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде…
Hа плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.
Солнце брызнуло полоской.
Тени вьются словно дым,
Эх, разденусь за березкой,
Руки вытяну – и к ним!
Саша Черный
Почему лето короткое?
-Почему для всех ребят
Лета не хватает?
- Лето, словно шоколад,
Очень быстро тает!
В. Орлов
Кончается лето
Последним ласковым теплом
Пока что балует нас лето...
Прозрачно небо, как стекло,
Промытое дождём и ветром.
Шеренги старых тополей
В старинном парке отдыхают,
И клумбы пышно вдоль аллей
Вовсю цветут, благоухают...
Плывёт по речке пароход,
Трава газонов изумрудна,
И в скорый осени приход
Ещё поверить очень трудно...
Н. Метелкина
Загадки про лето
Солнце светит, аж печет,
Пчелы носят в улей мед.
Все кругом в цветы одето,
Наступило уже...
лето
Дождь прошёл и вышло солнце,
Посмотри скорей в оконце:
Мост развесился цветной,
Длинный, яркий и большой!
Радуга
Шарик высунул язык —
Он к такому не привык,
Ни зимою, ни весной
Погоды не было такой,
Ведь до вечера с утра
Летом сильная...
жара
Пусть растут на стебельках,
На кустах, а не в руках —
Все прекрасны, как мечты,
Эти летние...
цветы
С неба льётся водопад,
Ему летом каждый рад,
Он длВсе коричневыми стали,
Будто здесь Мадагаскар!
Это солнышка подарок —
Называется...
загаря луж создатель, вождь —
Славный, шумный, летний...
дождь
Летний месяц не простой,
На тепло он щедр, богат,
Только осени настрой
Всем он дарит из ребят!
Август