Учим детей плавать
Задачи по плаванию
Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
Оздоровительные задачи - направлены на охрану и укрепление здоровья ребёнка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи – ставят целью формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости и др.) и двигательных способностей (координации движений, дыхательных функций) у детей разных возрастных групп, формирование знаний о видах и способах плавания и собственном теле, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности двигательных действий, о телесной рефлексии, развитии пространственных ориентировок; усвоение спортивной терминологии, развитие внимания, мышления, памяти.
Воспитательные задачи – направлены на воспитание двигательной культуры, нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства. Ребёнок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе. Огромная радость и счастье светятся в его глазах, когда начинает понимать, что преодолел свой страх, стал сильнее и увереннее в себе. Сразу появляется огромное желание плавать и плавать. Это и есть настоящее самоутверждение личности.м
Правильное дыхание при плавании
Правильное дыхание при плавании
Постановка правильного дыхания – первоочередная задача при обучении плаванию любым из стилей. Пловец, овладевший правильной техникой дыхания, намного быстрее освоит и правильную технику плавания. В статье мы рассмотрим общие правила дыхания при плавании, а также кратко обратимся к особенностям этого процесса, характерным для каждого из спортивных стилей.
Как правильно дышать при плавании: общие правила
Техника дыхания при плавании существенно отличается от техники дыхания в других циклических видах спорта. Вот общие моменты и правила, которые нужно усвоить в первую очередь:
Куда дышать: вдох делается ртом над водой, выдох всегда осуществляется в воду.
Чем дышать: вдох обязательно осуществлять ртом, а выдох - носом и ртом. Обычно начинают выдыхать носом и продолжают ртом, таким образом, не допускается попадание в носовую полость воды и "стравливается" уже попавшая туда вода. Выдох через рот позволяет максимально быстро выпустить большое количество отработанного воздуха за единицу времени. Поэтому выдыхать только носом допустимо при легких нагрузках, когда потребление организмом кислорода низкое.
Сила дыхания: давление воды на грудную клетку сильнее, чем давление воздуха. Поэтому поначалу необходимо контролировать, чтобы вдох и выдох во время плавания были сильнее, чем на суше. Рекомендуется делать вдох с такой силой, чтобы слышать его звук, а выдох осуществлять всеми легкими. Со временем это навык станет автоматическим.
Как быстро нужно вдыхать: при плавании всеми спортивными стилями (кроме кроля на спине), лицо пловца почти все время находится под поверхностью воды, поэтому вдох делается быстрее и резче, чем на суше (а также сильнее, как было написано выше).
Как правильно выдыхать: дыхание должно быть равномерным и ритмичным. Ни в коем случае нельзя задерживать дыхание. После того, как вы сделали вдох, сразу начинайте выдыхать. Это позволяет удалить углекислый газ, который в противном случае будет накапливаться в организме и приведет к быстрой усталости, а возможно и головной боли после занятия. Кроме того, задержанный в легких воздух негативно сказывается на положении тела пловца (в противовес груди опускаются ноги),что увеличивает сопротивление воды. Выдох должен быть плавным и продолжаться до тех пор, пока рот вновь не окажется над водой (при плавании на груди). К моменту следующего вдоха необходимо полностью освободить легкие. Наверняка вам когда-либо приходилось видеть брызги воды у рта плывущего? Такое происходит, если спортсмен не успевает выдохнуть весь воздух к моменту вдоха. Понятно, что на полноценный вдох у такого пловца останется меньше времени. В итоге получится либо недостаток кислорода в организме, либо нарушение техники плавания.
Дыхание и координация движений: только скоординированное с движениями дыхание может считаться правильным. Работая над техникой гребков, ударов ногами и положением тела, не забывайте о правильном дыхании.
Игры с водой дома
Играть с водой нравится многим детям – одно только плескание в ванной чего стоит! Что уже говорить о надувании мыльных пузырей, запуске корабликов и прыжкам по лужам.
Конечно, стоит купить детские игрушки, которые могут плавать в водоемах, не тонуть в ванной или стрелять струями воды. Но для веселых занятий с ребенком можно использовать самые разные приспособления, которые только есть у вас в доме. Он будет с интересом проводить водные эксперименты, которые помогут ему ближе познакомиться с этой стихией.
Аквариум. Приготовьте все необходимое: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерную ложку и поварешку. Чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.
Стирка белья. Поставьте на двух стульчиках по миске с водой: в первой ребенок будет стирать «грязное» белье с мылом, а во второй – его полоскать. После «мокрых» процедур попросите ребенка отжать вещи и повесить их сушиться на протянутой между стульчиками веревке. По аналогии со стиркой, можно устроить мытье полов или посуды.
Шторм на море. На море очень часто бушуют волны, мини-шторм можно устроить и дома, например, в ванной или в широкой миске. Пусть ребенок подует на маленькие кораблики, изображая ветер, чтобы судна причалили к «берегам». Корабликами могут служить самые обычные крышечки от бутылок, а роль пассажиров могут выполнять горошины. Упражнение научит ребенка правильно глубоко дышать. Дополнит картину неспокойного моря дождь из решета или лейки.
Вода в формах. Вода – жидкость, а значит, она может принимать форму той емкости, в которую ее поместили. Чтобы наглядно проверить, так ли это, предложите устроить ребенку опыт с водой. Посуда может быть самой неожиданной: воздушный шарик, резиновая перчатка, стакан, колба и т.д. Пусть ребенок сам заполнит эти емкости и понаблюдает за изменениями формы воды.
Игра с водой и губкой. Налейте немного воды в тарелку, попросите ребенка окунуть в нее сухую губку, чтобы она впитала влагу. С помощью губки можно попытаться перенести воду из одной миски и отжать в другую, не проронив ни капли.
Водопад. Устроить водопад в домашних условиях очень просто. Для этой игры с водой понадобится миска и большой тазик. В миску нужно налить воды, а затем перевернуть ее верх дном. Чем выше поднять миску – тем более громкий и бурлящий получится водопад.
Оздоровительный эффект плавания
04.01.2024Оздоровительный эффект плавания.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела. По строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, они более эластичны, этими особенностями объясняется тот факт, что дети быстро утомляются. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно развитых хорошо к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.
Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста. Древнеиндийские философы выделили основные преимущества плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Так, известный американский специалист в области оздоровительных технологий, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, который вовлекает в работу все основные мышцы организма человека.
Плавание как средство закаливания детского организма
О пользе плавания известно с давних времен. Воду считали источником здоровья, бодрости, молодости и красоты. Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:
- рост, вес;
- является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия;
- укрепления сердечно - сосудистой и нервной систем;
- развития дыхательного аппарата и мышечной системы;
- содействует росту и укреплению костной ткани.
Как работает организм во время плавания?
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Чем плавание хорошо для организма?
Занятия плаванием способствуют укреплению тонуса и повышению силы дыхательных мышц, благотворно влияют на кровообращение и усиливают вентиляцию легких. При плавании дыхание согласовано с движениями конечностей. Один цикл движений выполняется, как правило, не больше, чем за один вдох и выдох. Большая затрата энергии способствует большей потребности в кислороде. Поэтому пловец стремится использовать каждый вдох с максимальной полнотой. Давление воды на грудную клетку способствует более полному выдоху и одновременно способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку. Все это приводит к увеличению жизненной емкости легких и повышению функциональных возможностей дыхательной системы. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Как научить ребенка плавать
04.01.2024Как научить ребенка плавать.
Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется на всю жизнь. И самое главное — плавание с раннего возраста способствует возникновению и поддержанию у детей положительных эмоций. Дети, занимающиеся плаванием, обычно более уравновешены, чем их сверстники. Они хорошо спят и обладают хорошим аппетитом, у них развита координация и ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и детей младшего школьного возраста, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.
В процессе обучения детей плаванию следует обратить внимание на следующие аспекты:
- ребёнок должен иметь опыт общения с водной средой (пространственные представления о бассейне);
- важно уделить внимание освоению детьми свойств водной среды (преодоление водобоязни);
- до начала занятия необходимо создать эмоциональный “заряд” (используя художественное слово или музыкальное сопровождение).
Этапы обучения плаванию:
1 этап - младший дошкольный возраст.
Ознакомление ребенка с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью).
Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться но дну, совершать простейшие действия, играть.
2 этап - средний дошкольный возраст.
Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно.
Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох - выдох несколько раз подряд.
3 этап - старший дошкольный возраст.
Обучение плаванию определенным способом.
Дети должны уметь проплыть на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.
4 этап - старший дошкольный возраст.
Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.
Дети приобретают умения плавать на глубокой воде.