Дом без насилия
Как уберечь ребенка от сексуального насилия
В настоящее время в Республике Беларусь, как и во всем мире, наблюдается рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.
Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие обращаются в медицинские учреждения.
За 9 месяцев текущего года количество детей, пострадавших от насилия, возросло с 680 (аналогичный показатель прошлого года) до 820. При этом практически в половине случаев потерпевшими выступали малолетние, а их число увеличилось с 540 до 681 по сравнению с прошлым годом. В ходе служебной деятельности сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми непосредственно взаимодействуют с несовершеннолетними и лицами, на которых возложены обязанности по их воспитанию, посещают места их проживания и учебы, в связи с чем имеется возможность первоначально реагировать на поступающие заявления и сообщения, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних.
Преступники могут применить не только насильственные, но и соблазнительные приемы. Они могут предложить конфеты, мороженное, игрушки, либо обещать показать, что-то интересное, позвать поиграть в компьютерные игры у него дома. С детьми старшего, подросткового возраста могут использовать в качестве «приманки» деньги взамен на какие-либо услуги.
Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружком, секцией, занимается репетиторством).
Общаясь в социальных сетях глобальной сети Интернет, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа. Так им проще найти общие интересы с несовершеннолетним, наладить психологический контакт, совершить те или иные груминговые преступления (секстинг, сексчатинг, секстинг, сексторшн).
Груминг – склонение детей к действиям сексуального характера с использованием сети интернет.
Сексчатинг – это общение на сексуальные темы.
Секстинг – пересылка сообщений и изображений интимного содержания.
Сексторшн – представляет собой шантаж с использованием материалов интимного характера.
В связи с этим, родителям стоит обратить больше внимания на сексуальное воспитание своих детей и позаботиться о том, что делают их дети в сети Интернет, с кем они общаются, и если круг общения гораздо более старшего возраста и такие лица активно общаются с ребенком, а тем более затрагивают сексуальные темы, то родителям следует насторожиться.
На территории Республики Беларусь функционирует Интернет-ресурс «Kids.pomogut.by» в части возможности получения полезной информации, онлайн-консультирования, в т.ч. в рамках работы «горячей линии» и иной помощи по вопросам защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации.
Вы можете на конфиденциальной и (или) анонимной основе сообщить сведения о фактах сексуального и иного насилия в отношении несовершеннолетних в отделение по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции УВД администрации Московского района г.Бреста по телефону 40 89 69 либо по телефону 102.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки
- Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.
Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.
- Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.
Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.
Приведем примеры такого поведения:
— ребенок снова начинает писаться по ночам;
— ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
- Кошмары и иные расстройства сна.
Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.
- «Подозрительные» игры.
Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
- Резкая перемена характера.
Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.
- Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.
Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, объединение по интересам, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
- Телесные повреждения.
Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но следующие признаки должны вас насторожить:
- боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);
- боль при мочеиспускании и испражнении;
- синяки вокруг гениталий;
- синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.
- Нормы сексуального поведения для ребенка.
Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка относим: использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела; проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети; касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.
ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось
- 1. Безопасность.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.
- Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.
Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.
- Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.
К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на тренировку, в школу, детский сад или домой, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.
- Секрет.
Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности ты.
- 5.Поддержка.
Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.
ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита
- Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.
Перечислим преступные действия:
- вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
- разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
- принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
- демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
- демонстрация ребенку порнографических изображений;
- фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
- Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.
С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».
- Обращение в милицию или Следственный Комитет.
Схема действий:
- наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
- в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
- в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».
ПОСЛЕДСТВИЯ
- Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.
Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии (для подростков). В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.
- Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);
— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);
— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными актами законодательства.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко могут обратиться за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от специалистов учреждений образования;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- результаты медицинского осмотра;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
- прогулы занятий в учреждении образования;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
- Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете ини в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний заиспользование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
- Уделите внимание следующему:
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
- любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
- Учреждение образования:
— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
—руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
- Управлению по образованию:
— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
— при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;
— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.
Как уберечь ребенка от сексуального насилия.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки
- Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.
Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.
- Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.
Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.
Приведем примеры такого поведения:
— ребенок снова начинает писаться по ночам;
— ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
- Кошмары и иные расстройства сна.
Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.
- «Подозрительные» игры.
Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
- Резкая перемена характера.
Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.
- Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.
Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, объединение по интересам, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
- Телесные повреждения.
Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но следующие признаки должны вас насторожить:
- боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);
- боль при мочеиспускании и испражнении;
- синяки вокруг гениталий;
- синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.
- Нормы сексуального поведения для ребенка.
Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка относим: использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела; проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети; касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.
ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось
- 1. Безопасность.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.
- Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.
Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.
- Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.
К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на тренировку, в школу, детский сад или домой, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.
- Секрет.
Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности ты.
- 5.Поддержка.
Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.
ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита
- Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.
Перечислим преступные действия:
- вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
- разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
- принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
- демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
- демонстрация ребенку порнографических изображений;
- фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
- Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.
С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».
- Обращение в милицию или Следственный Комитет.
Схема действий:
- наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
- в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
- в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».
ПОСЛЕДСТВИЯ
- Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.
Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии (для подростков). В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.
- Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);
— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);
— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными актами законодательства.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко могут обратиться за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от специалистов учреждений образования;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- результаты медицинского осмотра;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
- прогулы занятий в учреждении образования;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
- Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете ини в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний заиспользование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
- Уделите внимание следующему:
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
- любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
- Учреждение образования:
— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
—руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
- Управлению по образованию:
— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
— при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;
— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.
О домашнем насилии
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информация об алгоритме действий дошкольного учреждения при вывлении признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].
[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».
[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.
[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.
[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»
Проблема насилия в семье. Как распознать в мужчине домашнего тирана?
Все мы в детстве часто слышали фразу «Мой дом – моя крепость», но, став взрослыми, далеко не всегда можем сказать то же самое о своем доме. Как это ни печально, находиться рядом с самыми, казалось бы, близкими людьми порой бывает небезопасно.
Конечно, можно долго рассуждать о том, что бить тех, кто слабее тебя, очень нехорошо, но проблема семейного насилия, увы, становится все более и более актуальной. По данным статистики, в каждой четвертой семье отмечаются случаи домашнего насилия. К сожалению, в нашей стране не уделяют должного внимания этому вопросу, а то и просто закрывают глаза на него, и только в крупных городах существуют центры, которые помогают жертвам семейного насилия. В этой статье мы хотим рассказать, как определить домашнего тирана и что делать, если вы стали жертвой насилия в семье.
Кто склонен к домашнему насилию
Люди, которые склонны к насилию, в большинстве своем являются слабыми, с заниженной самооценкой. Опуская других до своего уровня, такой человек пытается доказать им и самому себе свое превосходство. Обычно «домомучители» на самом деле отличаются изрядной неуверенностью в себе, но самое главное – это чаще всего те, кто сам подвергался насилию в детстве. Став взрослыми, они так же, как некогда их старшие родственники, выплескивают весь негатив на членов уже своей собственной семьи, унижают их. Именно поэтому в наши дни семейное насилие так распространено.
Неуверенность в себе – это неумение просить и корректно высказывать свое мнение. Неуверенный человек зачастую даже не пытается объяснить что-то жене или детям, он сразу пускает в ход кулаки. К тому же у таких людей обычно еще и отсутствуют понятия объективности и заслуженности, в то время как стремление к лидерству очень велико, особенно в общении с теми, кто не может дать им достойный отпор. Ведь насилие в семье – это не только рукоприкладство, но и унижение, угнетение и сексуальное насилие. Часто такие агрессоры сами не осознают, что могут нанести серьезный вред здоровью другого человека, но в то же время они хорошо чувствуют, к кому можно проявлять агрессию, а к кому – нет. Как правило, такой «домашний беззаконник» пользуется уважением в обществе и никогда ни в чем не бывает заподозрен.
Как распознать в мужчине домашнего тирана
Если вы не хотите стать жертвой домашнего насилия, вам нужно научиться распознавать потенциальных домашних тиранов еще до брака. Вот те черты, которые показывают, что мужчина способен на домашнее насилие.
Неуважительное поведение по отношению к вам
Помните: если мужчина относится к вам неуважительно, унижает, высмеивает при посторонних, то это знак того, что он вас просто ни во что не ставит. Это является благоприятной почвой для насилия. Если вы начинаете жаловаться и говорить, что вам такое отношение не нравится, следующим шагом мужчины, возможно, станет усиление контроля над вами и непосредственно само насилие.
Может быть, для кого-то это прозвучит удивительно, но есть другая сторона неуважения – когда партнер обращается с вами как с дорогой покупкой и считает вас полностью идеальной. Многие женщины хотели бы, чтоб мужчина им поклонялся, но не стоит забывать, что в таком случае он видит не вас, а свою фантазию. И если вы перестанете соответствовать его представлениям, то он, скорее всего, обозлится и начнет грубить, распускать руки. Честно говоря, если сравнить того мужчину, который оскорбляет и унижает свою спутницу жизни, и того, который идеализирует ее, то разница будет не такая уж и большая. Ведь в обеих этих ситуациях они не видят в женщине личности и не уважают ее.
Мужчина неустанно контролирует вас
Постоянный контроль – самый верный признак, что мужчина может быть деспотом. Но чрезмерность контроля не всегда удается сразу осознать. Ведь, как правило, на первом этапе отношений такое поведение мужчины воспринимается как доказательство его чувств к вам. Сначала он просто советует, как вам стоит одеваться и краситься, какой стиль одежды выбирать, затем начинает плохо отзываться о ваших друзьях и родственниках. Потом его комментарии превращаются в требования, неисполнение которых может спровоцировать жестокость и грубость.
Мужчина постоянно ревнует
Некоторым женщинам нравится, когда мужчины их ревнуют, но ревность ревности рознь. Если женщина на глазах своего партнера начинает заигрывать с другим, то в этом случае ревность вполне обоснована. Но если он ревнует безо всякого на то повода и доходит даже до ревности к подругам и друзьям, то стоит насторожиться. Ведь такая ревность говорит о том, что мужчина не уверен ни в вас, ни в себе.
Ревность является одним из признаков того, что мужчина может стать домашним тираном. Конечно, если мужчина ревнует, но не показывает этого, опасаться нечего, но если он частенько устраивает скандалы по любому поводу, а то и без него, стоит призадуматься. К сожалению, очень часто за любовь принимается не что иное, как чувство собственности.
Если кавалер постоянно докучает вам звонками с вопросом, где вы находитесь и чем занимаетесь, или хочет, чтобы все свободное время вы проводили с ним, – это совсем не значит, что ему не хватает общения с вами. Скорее всего, он просто хочет заявить свои права на вас. Кстати, то же самое касается и женщин, ведь прекрасные дамы тоже порой оказываются самыми настоящими семейными диктаторами. Ни женщина, ни мужчина не обязаны кардинально менять свою жизнь (если, конечно, они сами этого не хотят) только затем, чтобы потешить самолюбие партнера и пойти у него на поводу.
Мужчина никогда не признает свою вину
Если вы замечаете, что в любых проблемах мужчина всегда винит кого-то другого, но не себя, то это верный признак того, что в скором времени во всех проблемах он будет винить только вас. И еще, мужчины такого типа очень часто дают ложные обещания, а когда не выполняют их, то всегда находят тысячи причин, чтобы оправдаться.
Вот еще несколько признаков, по которым можно определить «домашнего насильника»:
он злоупотребляет алкоголем;
он употребляет наркотики;
он иногда силой принуждает вас к сексу;
он негативно относится к женщинам вообще.
Виды домашнего насилия
Существуют несколько основных разновидностей насилия в семье: психологическое, эмоциональное, экономическое и сексуальное насилие. Поговорим о них более подробно.
Психологическое насилие – это оскорбления, шантаж, угрозы, запугивание, контроль над жизнью жертвы, принуждение к каким-либо нежелательным действиям. Это самый распространенный тип семейного насилия. Следует отметить, что если другие виды насилия определить легко, то признаки психологического насилия заметны редко, но его последствия очень часто бывают крайне тяжелыми. Кроме того, оно обычно проявляется в совокупности с другими видами насилия.
Нередко черты психологического насилия прослеживаются в обращении родителей с детьми: это могут быть враждебное отношение, безразличие, унижение, в результате которых происходит снижение самооценки у ребенка или подростка. Со временем у маленького человека крепнет уверенность в том, что он плохой, никчемный, не заслуживающий любви и вообще ровным счетом ничего из себя не представляет. Впоследствии такой ребенок вырастает с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе и еще множеством комплексов, которые он будет вымещать уже на своих близких – жене (муже) и детях.
Эмоциональное насилие – это постоянная критика со стороны партнера (слишком толстая, глупая, плохо одеваешься, некрасивая и т.д.), унижение на людях. С целью манипуляции мужчина может обманывать, приукрашать действительность. Муж берет под свой контроль семейный бюджет, и чтобы купить какую-нибудь мелочь, жена всегда должна спрашивать разрешение мужа. Партнер или муж запрещает женщине общаться с родственниками и друзьями без его присутствия. Он постоянно внушает женщине, что без него она никто и ничто. После того, как женщина будет думать о себе, как о полном ничтожестве, мужчина может пустить в ход и физическое насилие.
Физическое насилие – к физическому насилию относится не только рукоприкладство, но и пощечины, шлепки и пинки. Если мужчина хоть раз ударил вас, не верьте в его раскаянье и обещания, что это больше не повториться. После первого же избиения нужно предпринимать радикальные меры, иначе побои будут повторяться все чаще и чаще, вплоть до летального исхода жертвы.
Экономическое насилие заключается в том, что один из партнеров не позволяет другому работать, распоряжаться семейным бюджетом, контролирует каждую покупку. В большинстве случаев такому насилию подвергаются женщины и подростки. Муж-тиран запрещает жене выходить на работу, берет все расходы на себя, а когда та оказывается в полной финансовой зависимости от него, в ход идут издевательства, рукоприкладство и шантаж.
Сексуальное насилие – принуждение заниматься сексом против воли женщины. Порой мужья-насильники заставляют жен заниматься сексом после избиения, просматривать порнографические фильмы и повторять действия персонажей.
Как бороться с насилием в семье
Очень часто женщины терпят домашнее насилие и никому на него не жалуются, потому что боятся осуждения со стороны окружающих. Обычно жертвы семейного насилия думают, что сами заслужили такое отношение к себе. Многие боятся нестабильности, которая им грозит, если они уйдут от мужа.
Также весьма важным фактором, по причине которого женщины продолжают жить с семейными деспотами, является наличие детей. Очень часты случаи, когда муж, обладающий деньгами и властью, угрожает, что при разводе дети останутся с ним и жена больше никогда их не увидит.
Если вы решились уйти от мужа-тирана, то следует заранее разработать план действий и подстраховаться на всякий случай:
Если муж или сожитель в очередной раз избил вас, сходите в больницу и зафиксируйте факт нанесения побоев. Это поможет потом при разводе.
Заранее соберите ключи от квартиры, документы, необходимые вещи и, если есть возможность, деньги. Спрячьте все это в надежном месте, например, у родителей или у друзей.
Не угрожайте уходом. Если вы будете угрожать, но при этом ничего не делать, муж просто не отнесется к вашим словам серьезно, да и сами вы вскоре потеряете веру в то, что вам удастся уйти. Если же муж и поверит в ваши намерения, то от этого может стать только хуже: кто знает, какие шаги он предпримет, чтобы «сыграть на опережение».
Заранее найдите людей, у которых вы сможете пожить первое время. Желательно, чтобы они не были знакомы вашему мужу.
Не уходите из квартиры без вещей и документов, иначе через некоторое время вы вынуждены будете вернуться к агрессору, и последствия этого могут оказаться отнюдь не радужными.
Если у вас есть дети, сделайте все возможное, чтобы они не стали жертвами домашнего тирана. Если насилие над детьми уже совершено, расскажите об этом как можно большему количеству людей. Потом они смогут стать свидетелями на суде.
И последнее, что хотелось бы сказать, никогда не утаивайте от родственников и друзей факты насилия в семье. Знайте: вам нечего стесняться и в том, что происходит, вы не виноваты. И помните, что если партнер применил физическое или сексуальное насилие, то в 95% случаев одним разом это не ограничивается. Не стоит верить его обещаниям и клятвам, что такое больше не повторится. Как бы вы ни любили своего партнера, сразу после первого избиения или сексуального насилия принимайте радикальные меры, пока не стало слишком поздно.
Мифы и реальность о домашнем насилии
1. Домашнее насилие, частное дело каждой семьи. Почему мы должны указывать людям, как им жить?
Этот миф может быть выгоден насильнику, вряд ли жертве. Иногда насилие приводит к смертельным исходам. Женщины или другие члены семьи, страдающие от различных видов насилия, часто скрывают, что с ними поступают жестоко. Это происходит не только из-за боязни ухудшить свое и без того сложное положение или страха стать объектом всеобщего обсуждения, а часто и осуждения. Это подрывает их веру в возможность защиты себя и в изменение своего бедственного положения.
2. Женщины и дети подвергаются насилию, потому что они плохо себя ведут.
Никто не заслуживает того, чтобы быть избитым. В случае возникновения конфликта есть масса способов его разрешения. Очень важно показать жертвам насилия: то, что случилось с ними не их вина. Наказан должен быть тот, кто совершал насилие.
3. Женщина сама дает повод для насилия, особенно для сексуального.
Этот миф широко распространен, и он может быть защитой для насильника. Жертва может чувствовать себя виноватой в том, что с ней произошло, но она никогда не хотела быть изнасилованной.
4. Домашнее насилие встречается только в семьях с низким уровнем жизни, где женщины мало образованы, не имеют высшего образования.
Опыт показывает, что избивают и женщин, делающих блестящую карьеру, и простых работниц, и домохозяек. Профессия и деловые успехи женщин не влияют на поведение их партнеров. Гендерное (половое) неравенство приводит к тому, что избиваемыми чаще всего оказываются женщины и дети.
5. Женщина всегда может уйти от избивающего ее мужа.
Существует масса причин, которые мешают женщинам уйти. Это может быть: боязнь оставить детей без отца, стыд за происходящее в семье, невозможность разменять квартиру, боязнь остаться без материальной поддержки, боязнь общественного осуждения в «разрушении семьи» и многое другое. Нет женщин, которые бы поджидая мужа с работы, с радостью бы думали: «Скорее бы пришел, скорее бы ударил!».
Те, кто придерживается этого мифа, просто бояться поднять эту проблему. И сваливают всю ответственность за происходящее на женщину.
6. Так уж предопределено биологически, что женщины слабые, а мужчины сильные. Отсюда и насилие. Как мы можем изменить природу?
Всем известно, что существуют сильные физически женщины и слабые физически мужчины. И наоборот. Мужчины и женщины рождаются с одинаковым набором чувств, эмоций, инстинктов.
Таким образом, насилие в семье не есть проявление «человеческой природы», а следствие социального воспитания.
7. Насилие прекратиться после того, как «мы поженимся»
Женщины думают, что мужчина прекратит контролировать, если они поженятся. Что, добившись своего, он успокоится и поверит, что она его любит, брак является наивысшим доказательством любви. Однако проблема в том, цикл насилия продолжается.
Службы экстренной помощи для лиц пострадавшим от домашнего насилия
Контактные телефоны:
- Телефон «Доверие» ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района»: 95-90-57;
о заселении граждан в «кризисную» комнату: 20-94-91.
Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: тел. 8-801-100-8-801 (линия предназначена для всех совершеннолетних жителей Беларуси, когда-либо столкнувшихся с насилием в семье: пострадавших, свидетелей актов насилия в семье, а также тех, кто опасается, что может оказаться в подобной ситуации. Абоненты, обратившиеся на линию, могут получить социальную, психологическую, юридическую помощь совершенно бесплатно, конфиденциально и анонимно. Со стационарных телефонов звонок бесплатный. С мобильного телефона — оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента.)
- Республиканская “Детская телефонная линия”: тел. 8-801-100-1611.
- Если беда случилась в вечернее или ночное время, в выходной день, просим обращаться за помощью в РОВД по телефону 102, дежурный РОВД: 20-56-17 МЧС: 101; дежурный РОЧС: 97-31-01.
Вам также помогут:
- ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г.Бреста»
Контактный телефон: 20–94–80;
Горячая линия: 8 (029) 892–88-07 (круглосуточно).
Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь агрессора к ответственности.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 103
Учреждение здравоохранения «Брестская детская областная больница», приемное отделение: 20-96-81.
- Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы. Виды услуг:
- социальная помощь (предоставление временного приюта);
- духовная помощь;
- психологическая помощь.
- Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия:
Общественное объединение «Клуб деловых женщин» г.Брест. Виды услуг:
- информационная и эмоциональная поддержка;
- социальное сопровождение;
- юридическая помощь;
- психологическая помощь пострадавшим от домашнего насилия.
Алина Николаевна, юрист: 8 (029) 723 40 37 (с 10.00 до 20.00)
Наталья Владимировна, специалист по социальной работе: 8 (029) 221 93 50 (с 10.00 до 20.00)
- ЗВОНИТЕ В СЛУЖБУ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»,
г. Брест, для взрослых и детей
8 (0162) 25-57-27
170 (короткий номер)
- ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» психологическая помощь:
20-15-55 (пн.-пт. с 8.00 до 17.00)
- Предоставление бесплатной юридической информации в "Юридической клинике" УО “БрГУ имени А.С. Пушкина”.
Студенты–консультанты осуществляют бесплатное юридическое консультирование граждан в присутствии адвокатов Брестской областной коллегии адвокатов.
Телефон: 8 (0162) 21 71 87
Во Всеобщей Декларации прав человека записано: «Помните, все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство обращению и наказанию. Все люди имеют право на жизнь без насилия».